Рынки торгуют по правилам?

В столице зарегистрировано 27 торговых рынков, из них 18 универсальных, 9 специализированных с общим количеством торговых мест 8573. И их правильная организация играет ключевую роль в успешной работе.
Основная часть рынков расположена в районах «Байқоңыр» — 14, «Сарыарка» — 8 и «Алматы» — 5. Они являются важной составляющей экономической жизни нашего города. Об их деятельности и регистрации в информационной системе е-tutynyshy рассказал в Службе коммуникаций столицы заместитель руководителя Департамента торговли и защиты прав потребителей Галымжан ИЛЬЯСОВ.
— Все рынки должны функционировать в соответствии с правилами. Администрация торгового рынка организовывает работу и условия для функционирования в соответствии с действующим законодательством РК, правилами и утвержденным регламентом работы торгового рынка, принимает меры по поддержанию общественного порядка, пожарной безопасности, организации охраны, размещению вывесок на государственном и русском языках при входе на территорию торгового рынка с указанием его типа, специализации, названия, режима работы, номеров телефонов администрации, — сказал Галымжан Ильясов.
Также спикер сообщил, что администрация торгового рынка организует деятельность субъектов и объектов торгового рынка согласно заключенным договорам аренды. Предоставляет служебные помещения для размещения постоянных пунктов негосударственным организациям, осуществляющим деятельность по охране правопорядка и пожарной безопасности, органам ветеринарного надзора, карантинного фитосанитарного контроля и надзора и другим на договорной основе через информационную систему е-tutynyshy.
За нарушение законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности по организации торговых рынков предусмотрено сначала предупреждение, а при повторном нарушении в течение года штраф в размере 25 месячных расчетных показателей.
Представитель Департамента торговли и защиты прав потребителей сообщил, что с 1 января 2021 года введена в действие Единая информационная система приема обращений потребителей по принципу «одного окна» е-tutynushy. Цель проекта — создание системы приема обращений от потребителей к представителям бизнеса, решение проблем на разных этапах, отслеживание потребительских жалоб в разрезе отраслей и предметов спора, формирование аналитических данных и выявление проблемных вопросов государственными органами во всех сферах жизнедеятельности граждан.
В декабре 2021 года была проведена интеграция платформ е-tutynushy и e-otinish.kz, в связи с чем все обращения в Департамент торговли и защиты прав потребителей и Комитет по защите прав потребитей поступают через e-otinish.kz. Единая информационная система е-tutynushy предоставила доступ к системе потребителям, субъектам бизнеса и общественным объединениям потребителей.
В ней зарегистрировано 89111 потребителей, 18 субъектов досудебного урегулирования, 148 юридических лиц и 676 индивидуальных предпринимателей. Необходимость создания ЕИС обусловлена ее социальной ролью, поскольку концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте обеспечит быстрый и беспрепятственный доступ потребителя к любой информации, связанной с его эффективной защитой.
— С начала текущего года в департамент было 3862 обращения, через платформу e-otinish и портал электронного правительства — 1675. По 1100 обращениям были даны разъяснения, из которых 150 переадресованы в другой государственный орган по компетенции, 175 перешли на следующий месяц, в 210 случаях вопрос потребителей нами был урегулирован, сумма возврата денежных средств потребителям составила 105 млн тенге, — сообщил спикер.