Общество

С чего начинается вызов

В среднем ежедневно на пульт городской станции скорой медицинской помощи поступает 2500 звонков. Главная задача диспетчеров – меньше чем за минуту определить категорию вызова и отправить соответствующую бригаду. Корреспондент «Вечерки» побывал на станции и лично ознакомился с нелегкой работой диспетчеров.

Принимают звонки 9 квалифицированных операторов.
– Среднее количество звонков по состоянию на ноябрь – 1500-1600 ежедневно. Ближе к новогодним праздникам и в целом зимой это количество может увеличиться до 5000 звонков в день, – рассказывает заведующая диспетчерским отделом городской станции скорой медицинской помощи Бота САЛЕДХАН.
В режиме реального времени на LED-экране отображаются все экипажи скорой помощи. Каждый из них имеет свое цветовое обозначение в зависимости от статуса занятости: красный – скорая направляется на вызов, розовый – проводится обслуживание пациента, синий – производится транспортировка пострадавшего, зеленый – экипаж свободен, черный – автомобиль находится на техническом обслуживании, серый – пересменка.
– При поступлении звонка диспетчер должен определить категорию вызова. Ввиду новых стандартов имеются 4 категории. К 1 и 2 относятся случаи жизнеугрожающего состояния – инсульт, травмы с кровотечением, инфаркт и т.д. К 3 категории относятся роды, возникновение проблем в ходе беременности, локальные травмы без кровотечения. Последняя группа – обострение хронических заболеваний и острые болезни без опасности для жизни, – пояснила заведующая диспетчерским отделом.
На вызовы 1, 2 и 3 категорий выезжают бригады городской станции скорой помощи. Обслуживанием последней категории занимаются работники отделений неотложной помощи при столичных поликлиниках.
– В городе существуют 27 медицинских организаций, в 15 из них есть отделения неотложной помощи, в которых работают 33 бригады. Именно эти сотрудники выезжают на вызовы 4 категории, – пояснила Бота Саледхан.
Если говорить о сотрудниках диспетчерского центра, все они действующие медики и профессионалы своего дела с многолетним опытом, которые во время работы в составе бригад скорой помощи на деле сталкивались с разными случаями.
– Все сотрудники имеют высшую или первую медицинскую категорию, их стаж в выездных бригадах свыше 5 лет. Благодаря практическому опыту они оперативно определяют сложность вызова, – отметила исполняющая обязанности заместителя главного врача городской станции скорой медицинской помощи по контролю качества медицинских услуг Гульнара ТУЯКОВА.
Диспетчеры работают по сложному графику – день, ночь, 48 часов. Отработав 12-часовую дневную смену, уже на следующий день они выходят на вечернюю, уже 14-часовую, затем отдыхают двое суток.
– Работа диспетчера предполагает большую ответственность, кроме того, связана с нервным перенапряжением, так как звонящие люди обычно сами находятся в паническом состоянии. Поэтому каждый час сотрудники имеют 15-минутный перерыв для того, чтобы отвлечься, выпить чаю и пройтись. Вскоре сотрудники станции пройдут тренинги по обучению коммуникативным навыкам, необходимым при разговоре с пациентом, – добавила Гульнара Туякова.
Интересны методы и критерии оценки работы сотрудников станции. Главным образом это скорость реагирования и отправка бригады неотложной помощи к пациенту. Для 1 и 2 категории это 30 секунд и 80 секунд – для 3 категории. В столь короткий срок диспетчер должен выслушать звонящего, определить категорию вызова, записать адрес и направить по нему экипаж. Стоит отметить, что, по статистике, всего 10-15% звонков требуют срочной госпитализации. В остальных случаях пациентов направляют на амбулаторное лечение.
Там же, на базе станции скорой медицинской помощи, проводятся тренинги по оказанию первой медицинской помощи по системе BLS (Basic Life Support). Занятия ведет известный реаниматолог, инструктор учебно-клиничес-кого центра «Астана» Руслан ЖАМПОЗОВ.
– Сейчас здесь готовится к экзамену на категорию коллектив медсестер одного из медицинских учреждений города. Могу сказать со всей ответственностью, что спас-ти пациента при остановке сердца у неподготовленного человека не получится. Надо перенимать практику западных стран, где почти каждый прошел курс обучения по сис-теме BLS. Дефибрилляторы с голосовыми подсказками уже есть во многих заведениях города – от школы до торгового центра. На сегодня можно отметить позитивную тенденцию. Мы ежегодно проводим объезды по всему Казахстану и обучаем сотрудников Национальной гвардии, МВД, горняков и многих других основам оказания первой медицинской помощи, – рассказал Руслан Жампозов.
Он добавил, что около 80% случаев остановки сердца происходят не в стационаре, то есть это может случиться где угодно, поэтому каждый казахстанец должен владеть навыками первой помощи.

Фото Василия КРАСЬ

Похожие статьи

Закрыть