История

С именем Абая

10 августа исполнилось 177 лет со дня рождения казахского просветителя, музыканта, основоположника национальной письменной литературы, поэта, признанного всем миром, – Абая КУНАНБАЕВА. В столице есть немало мест, связанных с его именем.

Проспект в честь поэта
Проспект Абая – один из самых протяженных в столице, его длина 5280 метров.

– Многие названия улиц за всю историю города менялись неоднократно. Современная Абая, в свое время одна из центральных улиц старого Акмолинска, называлась Церковной, в 1920 году была переименована в улицу Ленина, а с 1997 года носит имя казахского поэта.

Исторической достопримечательностью проспекта является фрагмент каменного ограждения с коваными ажурными решетками существовавшей в конце XIX века мечети, построенной в 1895 году. Рядом на пересечении проспектов Абая и Республики 31 мая 2012 года был открыт мемориальный комп­лекс, посвященный жертвам голодомора 1932-1933 годов, – рассказывает наш гид, руководитель отдела исследовательской работы Центра по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия Нур-Султана Маншук ИСАЕВА.

До наших дней на проспекте Абая сохранилось строение, имеющее непосредственное отношение к купцу Б. Косшыгулову. Сейчас это здание занимает Народный банк. А когда-то здесь была школа Б. Косшыгулова для мусульманской молодежи, ныне памятник истории и культуры. К памятнику историко-культурного наследия столицы по прос­пекту Абая относится и здание бывшего кинотеатра «Октябрь», который пользовался популярностью у целиноградцев. Ныне это здание занимает ресторанно-гостиничный комплекс.

На центральной площади города, которую пересекает прос­пект, установлен памятник Абаю Кунанбаеву.

Памятник просветителю
Торжественная церемония открытия памятника казахскому поэту и мыслителю состоялась 19 июня 2010 года.

Он установлен на пересечении проспекта Абая и улицы Бейбітшілік. Автор памятника – скульптор Болат ДОСЖАН.

Монументальная скульптура великого поэта, выполненная в бронзе, установлена на 7-метровом постаменте, изготовленном в классическом стиле из гранита. Общая высота памятника – 14,7 метра, высота скульптуры поэта – 7,5 метра.

– Художнику удалось передать не только образ, приближенный к исторически достоверному лику великого поэта, но и отразить величие личности Абая. Философскую настроенность мыслителя, незаурядность его личности подчеркивает монументальность фигуры, цельность пластического решения памятника, – продолжает гид. – Творчество Абая является воплощением прошлого и настоящего времени: слова его бессмертны. Сегодня весь мир постигает мудрость и красоту слов великого сына казахской степи.

Школа
Школа-гимназия № 87 имени Абая Кунанбаева тесно связана с наследием великого поэта, она уникальна, в ней, помимо основных, по программе изучают спецкурсы «Бала Абай», «Ақын Абай», «Хакім Абай».
Гордость школы – местный музей Абая, АQ-студия, театр «Мир Абая», оркестр имени Абая, библиотека «Абай», звуковая студия «Әнді сүйсең, менше сүй», школа бабушек «Зере», школа отцов «Кұнанбай», они являются неотъемлемой частью учебного заведения. Помимо этого, здесь открыты кабинеты «Абайтану», «Шәкәрім», «Алаш».

– В учебном заведении издается газета «Абай нұры», она выходит раз в четверть. А первый труд нашей школы – книга «Абай хикаяттары». Мы тесно сотрудничаем с Евразийским национальным университетом, Союзом писателей, Академией Абая и другими известными центрами страны. Научные проекты школы вышли на городской и республиканский уровень. Конкурсы и олимпиады «Бала Абай», «Поэмы Абая и мировой гуманизм», «Бір ғалымды көрсеңіз» проводились совместно с городским центром «Дарын», – рассказывает директор школы-гимназии Айгуль КАШАЕВА. – Достижения учителей и учеников на протяжении всего года вывели нашу команду в ряды республиканской сети школ имени Абая. Мы стали лидером в ряде мероприятий, организованных РГП имени Абая, которое является основной базой сетевых школ. Городской айтыс «По следам Великого Абая» среди учителей и учащихся, спартакиада «Национальный спорт – достояние народа» среди учителей, родителей и учащихся прославили школу.
По итогам учебного года в школе проводится традиционный фестиваль «Абай сыйы», на котором награждаются лучшие учителя и ученики.

Портрет из кубика Рубика
Несколько лет назад автор необычных картин Тынысбек Бопиштай собрал порт­рет казахского мыслителя из более чем 600 кубиков Рубика. Работа получилась красочная.

Вначале художник собирал картинки с животными и цветами из 100 кубиков. Постепенно увеличил их количество на 600 штук. Первой портретной работой стало изображение его девушки. После чего стали появляться портреты известных личностей.

Редкие книги
В 1942 году была выпущена первая книга исторического романа Мухтара Ауэзова о великом казахском поэте Абае Кунанбаеве на кириллице.

– Чем, прежде всего, ценен этот экземпляр? Он содержит автограф самого автора, Мухтара Ауэзова, подписанный известному драматургу, театральному критику Калтаю Мухамеджанову. И потом, первое издание не подверглось жесткой цензуре, роман вышел именно в том виде, в каком изначально задумывался автором. Впоследствии, к сожалению, «Абай» переписывался, вносились изменения и дополнения, – рассказала замес­титель директора Национальной академической библиотеки РК Алия КОЖАБЕКОВА.

Что интересно, надпись, адресованная критику, сделана на латинице. Хотя уже была введена кириллица. На книжных листах хорошо сохранилась подпись: «Литературному другу – товарищу Мухамеджанову. В постановлении ЦК и Совнаркома говорится о необходимости развития казахской прозы, как жанра. Считайте данный труд ответом на это решение».

Сегодня первое издание «Абая» хранится в фонде редких книг и рукописей и является одним из самых ценных раритетов, которым дорожит и гордится национальная сокровищница.

Читальный зал
В Национальной библиотеке открыт академический зал Абая. Доступ в святая святых имеют только ученые со степенями. Здесь создана зона повышенной комфортности и тишины, бронируются книги, а места закреп­лены индивидуально за персонами.

– В фонде, если поэкземплярно, собрано более 9 тысяч произведений Абая, его переводов и литературы о нем, – рассказывают специалисты.
На стеллажах хранятся редкие экземпляры, в том числе драгоценные фолианты с песнями Абая, а также партитура оперы «Абай», созданная Ахметом Жубановым и Латифом Хамиди. В зале на стене раскинулась карта мира, испещренная мелкими значками: оказалось, точками отмечены те государства, где издавался поэт.

Интересная деталь: долгое время смотрителем зала являлась потомок Абая по женской линии – Ляйля БАЙМАГАМБЕТОВА.

– Потомков по женской линии у казахов называют жиен, – говорит Ляйля Мухлисовна. – Моя мама Калаш Акылбаева – правнучка Абая, внучка старшего сына Абая Акылбая.
Многие годы филолог по образованию, потомок знаменитых кровей проработала на родине великого прадеда – в Государственном музее Абая в Семее и его филиале в родовом местечке Жидебай. Кстати, многие музейные ценности по юбилейным датам выставляются в региональных музеях и архивах страны, в том числе в Национальном музее Нур-Султана.

– Эти экспонаты уникальны. Еще при жизни Абая русские демократы-политзаключенные основали в Семее краеведческий музей и библиотеку поэта, – рассказывает Ляйля Мухлисовна. – В 1886 году Абай передал в дар музею через своего друга Нифонта Долгополова 60 экспонатов. Когда в 1940 году открылся музей Абая, то часть экспонатов переехала в госмузей. Кстати, до наших дней сохранились только два прижизненных снимка Абая: с семьей и сыновьями. Среди ценных раритетов музея – полное убранство юрты, посуда той эпохи, личное седло Абая, камча, тогызкумалак, коллекция оружия – шокпар, айбалта, войлочные ковры – текемет и кошма. На родине в Жидебае сохранился наряд жены Абая – Айгерим. Здесь выставлены древние ювелирные украшения – шолпы, вплетаемые в косы для лучшего роста волос и для гордой осанки, и өніржиек – серебряное колье. Его женщины-казашки в древности носили на груди не столько ради красоты, сколько от сглаза.

– Абай хотел сохранить память о материальном наследии казахов. Все вещи, которыми пользовались в быту казахи, имели не только функциональное, но и сакральное значение, были полезны для здоровья. Например, кошма вбирала в себя негативную энергию, излечивала сердечно-сосудистые заболевания и суставы, – рассказал абаевед Алмахан МУХАМЕТКАЛИКЫЗЫ.

Мурал на жилом доме
В честь 175-летия со дня рождения поэта при поддержке акимата района «Байқоңыр» на углу пр. Абая – ул. Валиханова появился мурал, посвященный казахскому мыслителю.

Композиция расположилась на доме, который в народе называют «афганским». На полотне изображены сцена из жизни аула, табун лошадей, в центре расположился детальный портрет писателя. Мурал исполнен в теплых бежевых тонах.

 

Двадцать седьмое слово Абая
На парапете дома по проспекту Абая, на углу улицы Желтоксан изображено одно из «Слов назиданий» мыслителя.

– Для каждого мурала нужен подходящий фасад. Вот, к примеру, композицию, о которой идет речь, мы выбрали так: сделали привязку к локации, так как наше «полотно» располагалось по проспекту Абая, 27, было принято решение взять название улицы и номер дома за основу. Так, 27 слово Абая из «Слов назидания» поэта стало темой будущего мурала. Текст звучит так: «Пайдалы нәрсе дүниеде көп, бірінің пайдасы көрініп, білініп тұрады. Кейбірінің пайдасы анық білінбейді». Перевод звучит так: «В мире много полезных вещей. Польза одних очевидна, о назначении других трудно судить по внешнему виду», – рассказала графический дизайнер Айдана ЖЕНИСОВА.

Восковая фигура в ЦКЗ «Казахстан»
Автором уникальной реалис­тичной статуи Абая выступил художник Айдос ЕСМАГАМБЕТОВ.
Он работает художником в ГКО «Казахконцерт». Фигура выполнена из воска и силиконовых материалов в стиле гиперреализма. Над скульптурой художник работал четыре месяца.

– Некоторые художники рисуют портрет, как видят его сами. А в гиперреализме необходимо создать образ так, как он выглядит на самом деле. Я отталкивался от популярной фотографии, где изображен Абай с двумя сыновьями. Чтобы создать его скульп­туру, основывался именно на ней. Необходимые материалы, к сожалению, не продаются в Казахстане, поэтому заказывал из США. Специально также заказал чапан, чтобы все соответствовало тому периоду, – поведал автор.

 

 

Статьи по Теме

Back to top button