НовостиОбщество

Салон для миллениалов и 3D-шоколад

Гранты в рамках программы «Еңбек» стимулируют казахстанцев к предпринимательской деятельности. Но одни претенденты пытаются найти новые креативные направления, а другие выбирают бизнес попроще. Причем, как правило, выбранная стезя мало соответствует полученному ранее образованию.

Последние в уходящем году заседания комиссии по распределению грантов по программам «Жас кәсіпкер», «Бастау бизнес» и после краткосрочного профессионального обучения удивили результатами, порадовали интересными проектами, нестандартным подходом претендентов к бизнесу. А удивили порой незатейливым подходом, когда предпринимательские инициативы очень тесно переплетались с приобретением нужных предметов быта для дома. Например, один претендент намеревался оказывать услуги такси, для чего требовалось купить машину, и средства гранта ему очень бы помогли. Другой планировал сдавать квартиру в аренду, и не хватало денег на мебель. Третья говорила о намерениях готовить обеды и выпечку на дому, но почему-то для этого ей был необходим мощный и очень дорогой компьютер, а не кухонная утварь и оборудование. Гораздо чаще, чем ранее, среди представляемых проектов для получения гранта появлялись наработки технического направления. После бесчисленных предложений по изготовлению тортов, пирожков, пельменей, многочисленных салонов красоты, маникюрных кабинетов, швейных ателье появление сантехников, механиков вызывало у членов комиссии неподдельный интерес. Причем эту нишу активно осваивают люди с инвалидностью. Один претендент предлагал любые виды ремонта, отделки помещений, другой – срочные сантехнические, третий – токарные работы, четвертый – изготовление мебели, пятый – шиномонтаж грузовых машин. Развивается активно такое направление, как аренда инструментов – электротехнических, для отделочных работ, акустических, музыкальных – для тоев.

Внимание на детали

На фоне высокой конкуренции в таких направлениях, как кулинария, услуги парикмахеров и маникюра, пошив одежды, туризм, стали образовываться ответвления для конкретных групп, объединенных каким-либо увлечением, стилем. Так, Дана открывает салон для миллениалов – поколения Z, в котором мастера не будут удивляться странным желаниям клиентов, а сами станут предлагать новейшие тренды в прическах, макияже.

Динара производит одежду для подростков с принтами из японских мульт­фильмов. К этому побудили пристрастия ее детей и недетские цены на аниме-одежду. Молодежи постарше не хватает недорогих оригинальных путешествий. И выпускница медицинского университета Диана стала организовывать молодежные кинотуры, туры-девичники и прочие нестандартные поездки.
Интересно, что многодетные родители стали предлагать свои лайфхаки для улучшения детского мира. Так, кукольный домик без внешних стенок, с которым сразу смогут играть 4-6 детей, придумала Мадина. Игрушка заинтересовала ее знакомых, и теперь для расширения бизнеса нужны лазерный станок и мини-цех. Многодетная мама Эльвира работает в направлении «больше, чем фото» – создает уникальные фантазийные картины, где изображения детей встраиваются в сказочные антуражи. Другая многодетная мама, Зухра, создает социальную мастерскую для того, чтобы в ней могли работать мамы детей- инвалидов, люди с ограниченными возможностями. Они уже расписывают вазы, занимаются пэчворком, шьют, моделируют. Но чтобы реализовывать продукцию, нужны дистрибьютеры, эффективная реклама.

С проблемами сбыта сталкиваются многие производители. Начинающий предприниматель Омар занимается 3D-шоколадной печатью и предлагает свои услуги по изготовлению вкусных объемных логотипов. Пока аналогичного производства в Казахстане нет, да и на просторах СНГ имеется лишь в России и Украине. Но заказчики пока осторожно относятся к этому продукту.

Производители нестандартных товаров зачастую держатся на кипучем энтузиазме, поддержке родственников и знакомых. Невелики еще заказы и у Аймарал: ее композиции из кактусов, суккулентов в авторских вазах в стиле тиффани создаются пока вручную, поэтому недешевы, да и рекламы маловато. Но она убеждена, что люди оценят эксклюзивность ее продукта. Проекты как зеркало

Если говорить о других креативных проектах, то они также пока нишевые, но отражают некоторые стороны нашей жизни. Так, создание «реквизиторской лавки» обращает внимание на то, что столица становится кинематографическим центром, но отсутствие киностудии или другой инфраструктуры частенько создает съемочным группам проблемы при поиске реквизита. Поэтому соответствующая компания окажется как нельзя кстати.

Студия звукозаписи будет востребована многочисленными вокалистами, группами, которые ищут пути самореализации. Салон по удалению татуажа поможет избавиться от нательной росписи, если вдруг она надоела или выполнена с ошибкой. Примирить людей с соблазнами, совместить приятное с полезным пытается Муслим. Он планирует открыть точку кафе быстрого питания, в котором поглощение стрит-фуда будет стимулироваться походом в спортзал. Так, купил 5-6 раз гамбургеры – получи бесплатное занятие в фитнесе, стал завсегдатаем – возьми абонемент на месяц.

Поддержка вырастает в бизнес

После принятия Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» было разработано несколько программ по обучению предпринимательству, предоставлению грантов и кредитов для начала бизнеса.

В Палате предпринимателей Нур-Султана обучение основам предпринимательской деятельности проводится по разным программам. К примеру, по проектам «Бизнес-советник», «Бизнес-рост», «Проектное обучение с применением принципов наставничества» обучились 2486 человек и еще 96 – в школе молодого предпринимателя.

С этого года Палата предпринимателей столицы реализует обучение по проектам «Бастау бизнес» и «Жас кәсіпкер». Первая программа рассчитана на безработных, самозанятых, начинающих предпринимателей со сроком регистрации до трех лет, в том числе и людей с инвалидностью. Проект «Жас кәсіпкер» рассчитан на безработных, не имеющих постоянных доходов молодых парней и девушек от 18 до 29 лет. Обучившиеся по двум программам могут претендовать на получение гранта от государства в размере 505 тыс. тенге на открытие и развитие своего бизнеса.

– По программе «Жас кәсіпкер» в 2019 году по Нур-Султану обучено 1500 слушателей. Из них гранты в размере 505 тысяч тенге на открытие бизнеса получили более 700 слушателей. Общая сумма финансирования составила 353,5млн тенге. По проекту «Бастау бизнес» за 2019 год обучено 1950 слушателей. Профинансировано более 400 человек на общую сумму более 202 млн тенге. Основные виды бизнес-идей относятся к сфере услуг: клиниговые компании, студии красоты, развивающие центры, ремонт мелкой бытовой техники. На втором месте – легкая промышленность: пошив детской одежды, национальных костюмов. Кроме того, гранты получены на производство игрушек, предоставление услуг фотовидеомонтажа, открытие пунктов общественного питания (бургерные, донерные, кофейни), – сообщил директор Палаты предпринимателей Нур-Султана Алмат Джунусов.

По сообщению на заседании Правительства 25 декабря, всего в стране за 11 месяцев текущего года мерами содействия занятости и развития предпринимательства охвачены 623 тыс. казахстанцев, в том числе трудоустроено 416 тыс. человек, обучено 131 тыс. человек, выдано 46 тыс. грантов и микрокредитов, переселено с юга на север 9 тыс. человек. На эти цели направлено 176 млрд тенге.

Со следующего года госпрограмму «Еңбек» ожидают существенные изменения. Так, краткосрочное профобучение будет проводиться лишь по заявкам работодателей. Внедрят новые механизмы – «Первое рабочее место» и «Контракт поколений», в регионы выбытия переселенцев включен город Алматы, а приема – Акмолинская и Карагандинская области.

Облегченные условия микрокредитования планируются для многодетных и малообеспеченных семей в целях стимулирования их предпринимательской активности. В частности, ожидаются снижение ставки с 6% до 4% годовых, увеличение сроков выдачи микрокредитов с 5 до 7 лет и сопровождение филиалами НПП «Атамекен» бизнес-проектов от одного до двух лет.

Ольга ФЛИНК

Метки

Похожие статьи

Закрыть