КультураНовости

Сам себе гид

Прогуливаясь по городу, иногда ловим себя на мысли, как мало знаем об исторических зданиях. Однако бывают ситуации, когда приехавшим гостям надо показать столицу – ее прошлое и настоящее. В этом могут помочь виртуальные экскурсии, подготовленные дирекцией Триумфальной арки «Мәңгiлiк Ел».

– Вот, к примеру, один из городских пеших маршрутов, подготовленных в рамках нового проекта для жителей и гостей столицы. Мы предлагаем пройти от улицы Отырар, по проспекту Республики до музея Сакена Сейфуллина, – с этих слов начинается экскурсия с нашим гидом Орал МАДИГАЛЕВОЙ. – На этом непродолжительном пути мы познакомимся с памятниками истории, ставшими достоянием столицы.

Виртуальная экскурсия не­ случайно начинается от офиса дирекции объединенных музеев по адресу: улица Отырар, 1/2. Это историческое здание бывшей мусульманской школы.Первая мусульманская школа

Здание является памятником архитектуры XIX века. В 1982 году включено в список памятников истории и культуры РК и взято под охрану государства.

Первоначально здание построено акмолинским купцом Беловым, который позднее продал его татарской мусульманской общине. В начале XX века в нем располагалась первая женская мусульманская школа Акмолинска. Здесь ученицы изучали словесность, географию, арифметику, историю, иностранные языки, занимались музыкой, танцами, рисованием.

В 1907 году в этом здании начала работать казахско-татарская начальная школа, в которой обучалось 27 учеников. Первым директором мусульманской школы был Галымжан Курманов. Программа обучения включала уроки географии, арифметики, истории, естествознания. В советское время школа была преобразована в семилетнюю казахскую школу № 4 для девочек, в соседнем здании, которое построили в XX веке, обучались мальчики. Позже школа стала средней, также с казахским языком обучения. С 1912 по 1916 год здесь преподавал поэт, писатель, общественный деятель Сакен Сейфуллин.

Сам дом представляет собой провинциальную постройку образцов деревянного зодчества конца XIX – начала XX века.

Ограждение Зеленой мечети

Каменное ограждение существовавшей в начале ХХ века Зеленой мечети располагается на пересечении проспектов Абая и Республики.

– Мечеть находилась на бывшей Церковной улице (пр. Абая). У населения она называлась татарская или зеленая. Татарская – потому, что была построена по инициативе хаджи Мурсалима Миркамалова, волостного управителя Жаныбека Байбекова (прадеда Сакена Сейфуллина), на личные средства самым богатым торговцем Акмолинска, крупным скотопромышленником, купцом второй гильдии Нурмухамедом Забировым в 1895 году. А негласное наименование «зеленая» мечеть получила благодаря зеленой масляной краске, которой она была покрашена, – рассказывает гид.

Мечеть была построена на каменном фундаменте. В 1920 году она сгорела, но мусульмане быстро собрали деньги, и при помощи средств семьи Кощегуловых была заново отстроена из каленых красных кирпичей. В 1940 году здание, как культовое сооружение, функционировать перестало, после перестройки разместили в нем Дом пионеров. Когда детское учреждение перенесли в другое здание, мечеть снесли, но ограждение осталось. В 50-е годы ХХ века на этом месте построили трехэтажный жилой дом, в котором жили работники обкома партии.

До наших дней сохранился фрагмент ограждения Зеленой мечети, представленный кирпичными столбами и металлическими коваными ажурными решетками. Общая длина сохранившегося памятника – 71,5 метра.

Память о трагедии

– Пройдя по проспекту Рес­публики, мы предстанем перед еще одним памятником. Этот скульптурный ансамбль возведен в память о трагической странице жизни нашего народа и посвящен жертвам голода 1932-1933 годов, – продолжает гид. В те годы республика потеряла миллионы своих сыновей и дочерей.

Памятник жертвам голода 30-х годов открылся 31 мая 2012 года. В этот же день отмечается День памяти жертв политических репрессий.

Монумент представляет собой скульптуру женщины и ребенка, фоном которому служит композиция «Стена скорби», созданная в форме части юрты – кереге. Автор Орал Алибаев тем самым хотел сказать, что издревле кереге олицетворяли с родным домом, землей обетованной, Родиной. Присутствие ее еще раз напоминало о трагических временах, когда голод и безысходность не сломили дух народа.

– Скульптурная группа состоит и из каменных изваяний – балбалов, которые издревле устанавливались на казахских захоронениях, – говорит гид. – Тем самым автор скульптуры Валерий Пирожков хотел подчеркнуть связь ушедших в мир иной и оставшихся в живых.

Инновации Дворца «Жастар»

– Вернувшись вновь на противоположную сторону проспекта Республики, мы подходим к зданию, которое в свое время считалось первым инновационным строением на всем постсоветском пространстве. Это Дворец «Жастар», – рассказывает гид.

Дворец был введен в эксплуатацию в 1974 году. Его торжественное открытие состоялось 20 марта 1975 года. Сегодня это памятник архитектуры и истории местного значения, его авторы были удостоены премии Совета министров СССР.

В те годы здание считалось инновационным по нескольким причинам. Из-за сложных грунтов здание висит на восьми колоннах. Кроме того, это первое на всем советском пространстве многофункциональное спортивно-развлекательное сооружение. Его помещения могли трансформироваться, зрительный зал и спортивная арена могли объединиться. Тогда уникальный бетонный многотонный занавес поднимался при помощи мощных механизмов. Интересно было решено пространство для картинной галереи с естественным освещением. А акустика в концертном зале на тот момент была самой лучшей именно для выступления эстрадных коллективов. Во дворце проводились дни выходного дня отдельно для каждого из десяти заводов. Семьями заводчане шли на такие праздники, и в том мультиплексе каждый мог найти развлечение по вкусу.

– Напротив Дворца «Жастар» расположен Монумент дружбы народов, открытый 6 мая 2003 года, – добавляет гид. – Автор памятника – Сакен Нарынов, его высота – 8 метров. Он представляет собой чашу, в центре которой три фигуры из бронзы с переплетенными руками, устремленными ввысь.

Как говорил художник на открытии монумента, рабочее название было «Узы дружбы», поскольку дружба – это не всегда легко и гладко, отношения надо строить. А переплетение по принципу листа Мебиуса парадоксальных геометрических фигур говорит о поиске копромиссов при разных взглядах.

Писатель на венском стуле

– С проспекта Республики мы выходим на улицу Сакена Сейфуллина и подходим к памятнику поэта и писателя. Памятник расположен напротив музея и изображает писателя, сидящего на хрупком венском стуле, через спинку которого перекинуто пальто. Одет писатель в классический костюм того времени, таким запомнили его современники незадолго до гибели, – продолжает гид.

Автор монумента – Азат Баярлин. Памятник открыт к 100-летнему юбилею поэта 14 октября 1994 года и создан из бронзы и гранита.
– Музей Сакена Сейфуллина открылся 20 февраля 1988 года, тридцать лет спустя после посмертной реабилитации, – уточняет Орал Мадигалиева.

Это одноэтажный купеческий дом, расположенный в старом центре, на пересечении улиц Сейфуллина и Ауэзова.

Дело в том, что, начиная с середины XIX века, в Акмолинске бурно развивается торговля, уже с 40-х годов здесь обосновываются купцы. И в 1846 году одним из представителей купеческого сословия строится одноэтажный дом с подвалом под контору для ведения учета приобретенных товаров. В XX веке здесь размещался детский сад. После чего здание передано музею.

Фонд музея насчитывает более 5 тысяч экспонатов – уникальные фотографии, книги, малоизвестные документы, фото и ксерокопии архивных материалов, газеты, личные вещи, принадлежавшие Сакену Сейфуллину и его семье. Экспозиция размещена в шести залах музея, ставшего одним из исторических и духовных центров столицы.

Метки

Похожие статьи

Закрыть