Сам себе режиссер в детском саду

Столичный детский сад «Қарлығаш» работает по экспериментальной образовательной программе «Медиатворчество в детском саду», цель которой – привить навыки цифровой грамотности детям дошкольного возраста.
О результатах нововведений рассказала методист дошкольной организации Нуржан НАБАТОВА.
У новых начинаний всегда есть прочная основа, которая позволяет развивать идеи и воплощать их в реальность. Педагогический коллектив детсада «Қарлығаш» первым начал использовать эффект видеомаппинга – светового отражения в театральных постановках, методы съемок в студии по технологии хромакей, что стало основой для внедрения программы «Медиатворчество в детском саду». Новая методика в дошкольной организации будет применяться в течение трех лет. Несмотря на то что педагоги в рамках программы работают только первый год, уже есть результаты.
– С чего все начиналось? Мы стали делать обычные ролики. Сначала кадры снимали на зеленом фоне, потом при монтировании использовали различные красивые декорации. Наши педагоги любят свою работу, и каждый из них вкладывает душу, особенно в творческий процесс. Увидев, что изготовление видеоматериалов у них получается неплохо, стало традицией делать ролики к каждому празднику. Если раньше сотрудники снимали воспитанников, сейчас в процесс съемки они вовлекают и своих детей, – рассказывает Нуржан Набатова.
По ее словам, во время подготовки роликов под руководством воспитателей дети подбирают кадры, снимают видео для TikTok, клипы, сценические постановки. Специалисты детского сада делают ту работу, которая сопутствует интеллектуальному, творческому, медийному развитию детей.
– Благодаря экспериментальной программе во многих юных дарованиях раскрылись новые способности: кто-то проявляет себя в ораторском искусстве, кто-то в поэзии, у кого-то раскрываются вокальные данные. И, самое важное, многие уже не боятся сцены, не стесняются выступать, презентовать себя, выходить на публику.
Дети сами выбирают стихотворение, песню и индивидуально с преподавателем учатся ставить интонацию и голос, вместе записывают видеовыступление. В процессе работы в качестве оказания помощи детям воспитатели используют методы искусственного интеллекта.
Родители признаются, что заново раскрывают для себя ребенка, восхищаются его прекрасным голосом, артистическими способностями, – продолжает Нуржан Набатова.
По словам методиста, претворить экспериментальную программу в жизнь стало возможным благодаря материальной базе детского сада, руководству, которое поддерживает все творческие начинания детей. И педагогов, обучающихся на различных курсах и перенимающих опыт друг у друга.
Прежде чем вовлекать малышей в творческий процесс, говорит педагог, преподаватели рассказывают и показывают, как снять тот или иной кадр. В процессе съемок дети сами себе режиссеры, операторы, сценаристы и журналисты. Кроме того, малыши снимают короткометражные мультфильмы.
– ХХI век – это время информационных технологий. Так или иначе, мы должны использовать в своей работе медиаресурсы, потому что это интересно нашим детям. Педагоги рассказывают, как правильно пользоваться гаджетом, сколько минут в день его можно держать в руках и на каком расстоянии. В группах они учатся наводить телефон на QR-коды. Например, находясь в общественном месте, дети уже знают, что такое QR и как его использовать. Подобные зашифрованные комбинации сотрудники дошкольной организации используют в полезных целях. Например, на шкафчике каждого ребенка возле фотографии наклеен QR-код, после наведения телефона выходит информация о воспитаннике – данные и характеристика, допустим, общительный, смешной, способный. Кроме того, сканируя код, родители с детьми проходят по ссылке и видят задания, которые дают им педагоги, – выучить песню, стишок, рассказать сказку. Работать со штрих-кодами учатся и дети младших групп. С помощью данного способа мамы и папы всегда знают, чем занимался ребенок сегодня, что проходил в садике, – делится информацией Нуржан Набатова.
По словам методиста, на изготовление анимационных фильмов и видеороликов вместе с перерывом в среднем в день детям отводится полчаса. В данный процесс педагоги стараются вовлечь всех воспитанников, так как основная задача – научить каждого работать с гаджетами и программами в телефонах.
– Кто-то из детей может уже принять участие в постановке, воспользоваться инновационным приложением, а кто-то только начинает проявлять себя, делая декорации, придумывая образы героев. Таким образом, мы знакомим их с азами искусственного интеллекта. И первыми зрителями своих произведений являются сами маленькие герои. Они анализируют свою работу в коллективе, если не понравился какой-то эпизод, тут же переснимают, чтобы исправить недочеты, – отмечает педагог.
Как рассказывает методист, в реализации программы медиа-творчества сотрудники детсада используют умный пол, LED-экраны, оборудованный детский мини-кинотеатр.
В каждой группе есть своя студия, где в процессе игры вместе с педагогом ребята сначала учат стихотворения, песни, а потом, сидя перед камерой, приступают к съемочному процессу, чувствуют ответственность.
– Мы знакомим детей с ноутбуком, они знают, для чего предназначена мышка, где находится клавиатура. Все это рассказываем для того, чтобы воспитанники уже сейчас знакомились с информационным медиапространством, – продолжает Нуржан Набатова.
Анализируя итоги работы, специалисты дошкольной организации отмечают, что дети любят принимать участие в мероприятиях, которые готовятся с помощью медиаоборудования.
– Многие из них получают удовольствие от участия в постановках, позируя перед камерой. Особенно выражать свои эмоции с помощью жеста и мимики хорошо получается у малышей двух-, трехлетнего возраста. Они умеют это делать с рождения, в этом их особенность, – поделилась своими наблюдениями педагог.
С помощью планшета, который есть в каждой группе, воспитатели снимают эмоции детей. Например, во время прогулки они запечатлевают, как дети играют с осенними листьями, берут их в руки, кидают вверх, ходят по ним, чтобы послушать шуршание листвы. Таким образом, малыши узнают об особенностях проявления природы в осенний период. После прогулки в группе все вместе просматривают ролик, рассуждают об особенностях природы в каждое время года. Детям нравится, когда их снимают, они очень любят смотреть на себя, – говорит собеседница.
По словам методиста, в рамках претворяемой в жизнь программы «Медиатворчество в детском саду» педагоги пока подбирают подручные медиаинструменты, определяют средства и методы, допустимые в дошкольных организациях, отводят роль каждому участнику экспериментальной площадки в реализации данного проекта.
– Задача педагогов – создать информационную среду, вдохновляющую детей на освоение навыков медиаграмотности, вызвать интерес к обучению, подготовить к жизни в цифровом обществе, помочь приобрести навыки работы с компьютерным и цифровым оборудованием, – сказала Нуржан Набатова.
В новую программу вовлечены и родители, которые записывают аудиосказки, а во время дневного сна в детском учреждении воспитатели включают и дети слушают их.
Каждый малыш, придя домой, рассказывает маме или папе, что сегодня слушали сказку, которую рассказала им чья-нибудь бабушка. «Давай ты тоже нам прочитай», – выражает свое пожелание ребенок.
Кроме того, педагоги детсада придумали необычный способ приглашения родителей на собрание и праздничное мероприятие. Они снимают TikTok- ролик с участием детей группы. Получив приглашение от своих малышей, мамы и папы стараются не пропускать ни одно мероприятие, а, наоборот, принимают активное участие. Именно здесь вместе с педагогами они обсуждают все главные события из жизни своих малышей.
Асель Жумагулова
Фото предоставлены детским садом «Қарлығаш»