КультураНовости

Самал ЕСЛЯМОВА о победе в Каннах: мы шли к этому почти семь лет

Актриса из Казахстана Самал ЕСЛЯМОВА произвела настоящий фурор в мире европейского кино. Талантливую девушку признали лучшей актрисой 71-го международного фестиваля в Каннах. Для Казахстана это событие беспрецедентное. К слову, работа над фильмом «Айка» российского режиссера Сергея ДВОРЦЕВОГО о кыргызской мигрантке длилась почти семь лет.

Как родился сюжет фильма?

«Айка» — это психологическая драма известного мастера кинематографа, документалиста и режиссера «с особым почерком» Сергея ДВОРЦЕВОГО. Он родился и вырос в Южном Казахстане. А потому в работах Сергея есть частица Азии — самобытной и порой противоречивой. Вот и фильм «Айка» повествует о непростой судьбе кыргызской мигрантки, оставившей новорожденного в роддоме Москвы. После показа ленты в рамках 71-го Каннского международного кинофестиваля зал аплодировал стоя.

— Каждая секунда существования на экране героини картины «Айка» — это страдание. Это тот фильм, когда нельзя было просто войти в кадр и начать играть по команде «Раз, два, три». В нашей профессии видно: или актер иллюстрирует энергию, или выплескивает ее изнутри. Самал — это не актриса-иллюстратор. Она все пропускает через себя, и в этом ее сила, — сказал режиссер Сергей Дворцевой в интервью французскому телеканалу Canal+. — Однажды я прочел в газете статью о том, что кыргызские женщины отказались от своих детей и оставили их в роддомах Москвы. Я вырос в Средней Азии и очень хорошо знаю, насколько азиатские женщины любят детей. У меня возник вопрос: что стало причиной этого явления, ведь это против жизни, против всего, что держит человечество на плаву. Начал исследовать этот вопрос и понял, что хочу снять фильм об этом. Нашел несколько женщин с такой судьбой и говорил с ними. Это я делаю всегда перед подготовкой к любой картине. Я никогда не придумываю историю, всегда аккумулирую идею из жизни.

Съемки длиной в семь лет

Сразу после церемонии награждения «Вечерняя Астана» дозвонилась до Самал и записала эксклюзивное интервью с ней, расспросив о работе над фильмом, который принес актрисе престижную награду Каннского кинофестиваля.

— В одной из работ Сергея Дворцевого «Тюльпан» вы снимались четыре года, в фильме «Айка» — почти семь лет. Что было самым трудным для вас?

— Тема, которая поднимается в фильме, непростая. Это психологическая драма, а потому съемки тоже были сложными. Я очень люблю свою работу, и мне интересно ею заниматься. Это мне помогло, как и вера в творческий потенциал режиссера. В этой ленте моя героиня была в кадре на 99,9 процента.

— Самал, вопрос банальный, но не могу не задать его вам. Какие ощущения после исторической для отечественного кинематографа победы?

— Меня все спрашивают об этом. Наверное, до сих пор нет осознания, что я завоевала эту награду. Есть ощущение, что это все сон. Что уж говорить, я испытываю приятные чувства. Вся наша творческая команда шла к самой высшей награде, и мы отдавали все для этого.

— Вы предстали на награждении в оригинальном наряде, который содержал в себе национальную символику. Долго выбирали этот образ?

— У меня совершенно не было на это времени. Конечно, я хотела выйти в казахском наряде, а для этого нужно было приехать в Казахстан на примерку. Повторюсь, свободного времени было ноль. Мы с помощью наших соотечественников — казахстанских продюсеров просматривали возможные образы и решили остановиться на этом. Это платье привезли специально для меня в Москву.

— Волновались ли вы по поводу конкуренции на фестивале? У вас были сильные соперницы.

— Честно говоря, не было возможности смотреть фестивальные фильмы. От каждой картины была выдвинута актриса на звание лучшей в Каннах.

— Все эти семь лет вы были задействованы в одном фильме или были еще какие-то проекты?

— Летом был один проект, съемки в сериале. Я играла эпизодическую роль. Фильму «Айка» я отдавала очень много времени, поэтому была только здесь, в этом съемочном процессе.

— Расскажите немного о своей героине. Насколько трудно далась вам эта роль?

— Это работа (смеется). В первую очередь, нужно было понять эту девушку, ее психологию, внутренний мир, почему она так поступила. Мы работали над картиной сообща, нас увлек съемочный процесс. Погружение в материал было очень глубоким, насколько это возможно.

— Вы четыре года провели в песках Бетпак дала, когда в 19 лет начали сниматься в фильме «Тюльпан». Откуда у молодой девушки подобная самоотверженность?

— Мне бесконечно интересно то, чем я занимаюсь. Какие-то сложности на съемках неважны по сравнению с самим творческим процессом, когда ты проживаешь в фильме жизнь своей героини. В этом случае трудности не имеют значения. Любовь к своей работе — это большая движущая сила.

— Что сказал режиссер, когда вы получили награду?

— Сергей радовался от чистого сердца.

-От имени читателей нашей газеты поздравляем вас с этой победой.

 

«Она спала по 4 часав сутки»

Самал Еслямова родом из Северо-Казахстанской области. Первое, что бросается в глаза, — ее аутентичная внешность, глубокий взгляд и природная естественность в манерах. Самал окончила казахскую школу в одном из сел СКО. Сейчас ее родители живут в Петропавловске. Мы поговорили по телефону с папой актрисы Ильясом ЕСЛЯМОВЫМ. На момент нашего разговора в их доме было многолюдно: приехали журналисты местных телеканалов, родные пришли поздравить с грандиозной победой.
— Любой вид искусства непрост, в том числе и кино. Безусловно, победа Самал — результат огромных творческих усилий и неутомимого труда. Накануне отъезда дочери на фестиваль во Францию мы разговаривали, она рассказала, что очень много работает и спит всего четыре часа в сутки. Самал не думала стать актрисой. Когда она поступила в колледж искусств в Петропавловске, там открылось отделение актерского мастерства. Потом дочь поступила в ГИТИС (конкурс был 200 человек на место. — Ред.). До этого она снялась в фильме «Тюльпан», куда вложила тоже очень много энергии, — рассказал Ильяс Еслямов.

Динара Кулакпаева

Фото взято со страницы Roman Gurochkin в Facebook

Статьи по Теме

Back to top button