КультураНовости

Счастливый конец древних легенд

Мифолог и культуролог Зира НАУРЗБАЕВА в соавторстве с режиссером анимационного кино Тамарой МУКАНОВОЙ создают анимационные ролики по казахским кюям о животных и птицах. Их уже можно смотреть на телеканале «Балапан» и в YouTube. Для детей это приобщение к казахской традиционной музыке, миру наших обычаев и природы. Авторы стараются соблюдать этнографические детали. Проект привлек внимание и взрослых, особенно тех, что проживают за пределами родины.

— Когда к руководству каналом пришла Макпал ЖУМАБАЙ, я написала ей в «Фейсбуке» о своей идее, которую вынашивала много лет, — рассказывает Зира Наурзбаева, — и она ее поддержала. А у Тамары-апай огромный опыт, но уже слабое здоровье. Поэтому она привлекла к проекту своего ученика — мультипликатора Дильшата РАХМАТУЛЛИНА, выпускника Жургеневки.

Между прочим, заставка к анимационным роликам — импровизация Акнар ШАРИПБАЕВОЙ, праправнучки великого кюйши-кобызиста Ыкыласа ДУКЕНУЛЫ. Она живет в Атырау и работает в оркестре народных инструментов имени Дины Нурпеисовой.

— Во время работы у нас возникают споры, — продолжает мифолог. — Художники предлагали как классические эскизы, так и современные персонажи, навеянные американской анимацией. Например, парень с огромным бочкообразным телом и малюсенькими ногами. Я и Тамара-апай склонялись к привычной классике. Нас волнует, поймут ли дети, узнаваемы ли показанные обряды. Решили расспросить детей. Они выбирали персонажей в современном стиле. Проект — для них, и нам ничего не остается, как прислушиваться к молодежи. Так и работаем на стыке разных мнений. В итоге получилось много веселых и забавных персонажей.

Первый ролик основан на домбровом кюе СУГУРА «Аққу».

— Мы решили, что первый ролик будет о лебеде, так как у казахов много кюев посвящено этой птице, — говорит мифолог. — Конечно, проще использовать кобызовый кюй. Как правило он основан на легенде и имеет сюжет. И когда мы придумывали сюжет, я вспомнила, что ученый-исследователь, наше национальное достояние Серикбол КОНДЫБАЙ описывал и анализировал легенды, где парень женится на девушке-лебеде. Самый известный сюжет: парень нарушает ее условие — не смотреть, как она расчесывает волосы, потому что она снимает голову во время расчесывания волос, не смотреть на ее подмышки — у нее виднеются легкие. Из-за нарушения запрета она улетает. Потом он бродит в поисках любимой. В конце концов с неба спускается колыбель, в которой лежит их общий ребенок. Она отдает ему ребенка и снова улетает. Поначалу мы хотели снять именно такой сюжет. Но остановились на другом — девушка-лебедь тоскует и порывается к своей родне, которая собирается в теплые края. Она открывает и закрывает сумку, где лежит ее лебяжья шкурка. Не хочет заставлять любимого страдать. Но все же превращается в лебедя и улетает.

По некоторым казахским легендам, от ребенка, которого родила девушка-лебедь, происходит казахский род или весь казахский народ. Некоторые легенды заканчиваются печально: мальчик рос на редкость умным и сильным, но умер от сглаза.

— Мы выбрали позитивную версию, — говорит Зира. — Причем решили подчеркнуть, что от него произошел народ — в конце показано, как вместо одинокой юрты возникло много юрт. Реакцию этот ролик вызывает самую неожиданную. К примеру, моя дочь сказала: «Какая жестокая женщина — оставила мужа и ребенка, а сама улетела». Мы-то, погруженные в мифологию, понимаем, что девушка по своей природе лебедь. А молодежь осудила ее…

Кюй Сугура «Бозинген» рассказывает о потере верблюжонка верблюдицей, ее горе, поисках и воссоединении. В нем реалистично изображается бег исхудавшей верблюдицы с подпрыгивающими в такт бегу горбами. Кюй имеет символический пласт. Верблюд в традиционной тюркской мифологии символизирует единство миров — верхнего, среднего и нижнего, а также временной цикл в целом. Расставание верблюдицы со своим ребенком — это образ распавшейся связи времен, разрыв временного цикла. А воссоединение — это восстановление связи времен, временной ткани. Но из-за ограниченности во времени — один ролик за десять дней — авторам пришлось изменить сюжет.

— Также мы создали ролик по кюю «Қоңыр қаз» («Дикий гусь») Жунусбая СТАМБАЕВА, — поведала мифолог. – Вообще история создания его такова. Осенью дикие гуси убивают больных сородичей. Это жестокая необходимость — ослабленная птица создает опасность во время перелета для всей стаи. Однажды кюйши подобрал в камышах больную гусыню. Следом прилетел гусь, который прятал любимую от расправы стаи. Кюйши поехал за лекарствами, а случайно зашедший в его дом родственник убил больную птицу. Увидевший это гусь с криком умер от горя… У канала «Балапан» есть свои требования, так как он для детей. И нам пришлось сделать благополучный финал — гусь с гусыней остаются в живых и возвращаются летом в свою стаю.

Проект уже вызвал множество положительных отзывов.

— Я показала ваш ролик своим детям. Им очень понравилось. Они смотрели как завороженные, дважды. Ждем продолжения, — написала, к примеру, проживающая в США Фатима МОЛДАШОВА в «Фейсбуке». Она считает, что такие ролики помогут воспитать в детях интерес к изучению родного языка и культуры.

Жанар ДАУТОВА

Статьи по Теме

Back to top button