Горожане

Сейчас вылетит птичка!

Фотокорреспондент «Вечерней Астаны» Василий КРАСЬ является владельцем уникальной коллекции ретрофотоаппаратов, по которой можно проследить самые значимые этапы пути.
А также историю процесса фотографирования в нашей столице.

Остановись, мгновение, ты прекрасно! Древняя мечта человечества увековечить некий запоминающийся момент жизни стала реальностью в 1826 году, когда французский ученый-любитель Жосеф Нисефор Ньепс с помощью оловянной пластины, тонкого слоя асфальта и камеры-обскуры обессмертил свое имя, а заодно ничем неприметный дворик, на который выходило его окно. Он стал автором первой в истории фотографии. С тех пор прибор для «остановки мгновения» претерпел серьезную эволюцию, пройдя путь от громоздкого ящика на треноге до крошечного приложения в сотовом телефоне.

– Я не считаю себя коллекционером, это, скорее, история жизни, в которой мне довелось заниматься фотографией, – рассказывает Василий Владимирович. – И за долгие годы работы собралось немало фотоаппаратов, среди которых есть редкие и чрезвычайно интересные модели. Например, аппарат «Горизонт», который был выпущен очень небольшой партией. Он предназначен для фотографирования панорамных видов. Интересно, что во всех моделях объектив стационарный, а это единственный фотоаппарат, где объектив подвижный.

– А как выглядели первые фотоаппараты, появившиеся в нашем городе?
– У нас первыми были ФКД – деревянные, массивные, стояли на штативе, имели фокусировочный мех, похожий на гармошку. Из-за больших размеров размещались только в фотоателье. Пленка у них была листовая, причем размер пластин был такой же, как размер фотографии. На первых моделях не было затворов, и проецирование шло открыванием колпачка. Выдержка была длительной – 3-5 секунд. Во время съемки клиенту нужно было замереть на довольно долгое время, иначе фото просто не получалось. Поэтому, чтобы человек мог сохранить нужную позу, фотографы использовали разные подставки и приспособления, порой причудливые, как, например, зажим головы. Особенно тяжело было снимать детей, которым трудно усидеть на месте. Поэтому их внимание фотографы привлекали блестящей латунной птичкой, закрепленной возле объектива. Именно отсюда и появилась знаменитая фраза «Сейчас вылетит птичка».
Уже потом появились фотоаппараты с рулонной пленкой, стандартный кадр 24 на 36 мм. Но ФКД стояли в фотоателье еще очень долго. У нас в городе их можно было увидеть еще в конце 80-х годов.

– А в вашей коллекции какой аппарат самый возрастной?
– Складной шкальный Welta Perle производился в Германии с 1932 по 1936 год. Попал ко мне он случайно. У одного моего знакомого разбирали старый шкаф и нашли в нем этот аппарат. Судя по толщине пыли, лежал он в шкафу несколько десятилетий. История, как он попал в наш город, – загадка. Скорее всего, в качестве трофея после Великой Отечественной войны. Из немецких фотоаппаратов самыми популярными были модели фирмы Leica. Их, кстати, очень любили журналисты, в том числе военные корреспонденты. На основе аппарата Leica II в СССР выпускались малоформатные фотоаппараты ФЭД – расшифровывается как «Феликс Эдмундович Дзержинский». Назван так потому, что первые аппараты выпускались трудовой коммуной имени Дзержинского, той самой, которую организовал знаменитый педагог Антон Макаренко. У меня сохранились три модификации: ФЭД-3, ФЭД-4 и ФЭД-5. Первые две выпускались в 60-70-е годы. А ФЭД-5 – до начала 90-х.
Имеется у меня и более раритетный, очень необычный фотоаппарат «Спутник», который выпускался в Ленинграде еще в 50-е годы. Это трехобъективный зеркальный аппарат, его особенность в том, что он предназначен для стереоскопической фотосъемки.

– А ваш первый фотоаппарат?
– «Смена» – мечта каждого советского школьника. Причем на моем аппарате особый шик – символика Олимпиады-80. Пленочный незеркальный фотоаппарат, недорогой, доступный. Как правило, учиться искусству фотографии на любительском уровне начинали с помощью «Смены». И я не исключение. Уже когда занимались профессиональной фотосъемкой, переходили на более дорогие ФЭДы, «Зениты», в 80-е годы поставлялись и крутые немецкие Leica.

– Цифровые камеры вытеснили пленочные. А сейчас миром правят мобильные телефоны. Вам не кажется, что очень скоро смартфоны вытеснят классические фотоаппараты?
– Первый цифровой фотоаппарат, который у нас появился, мы называли «кубик-рубик». С тех пор цифровые технологии ушли далеко вперед, позволив вставить фотоаппарат и видеокамеру в сотовый телефон. Это, конечно, удобно, модно. Вон, проводятся даже фотовыставки, где все работы сняты только на смартфоны. У сотового телефона много функций, но главной из которых все-таки остается связь, а не создание фотографий, и снимает он в автоматическом режиме, так, как заложено в его программе. А фотоаппарат напрямую нацелен на съемку, в качественном плане, будь то свет, разрешение, фон, это всегда лучше.

Да и с пленкой не спешите прощаться. Да, у нас в городе сейчас не работает ни одна машина для проявки. Тем не менее есть такой факт – все фотографии глянцевых журналов по-прежнему снимаются исключительно на пленочных аппаратах. Потому что пленка – это качество!

Статьи по Теме

Back to top button