КультураНовости

Шаг к мечте

Возможно ли стать актером или актрисой без профессионального образования? В народном молодежном театре «Современник» любители искусства превращаются в настоящих служителей Мельпомены.

Народный молодежный театр «Современник» возник более сорока лет назад по инициативе Натальи СМЕЦКОЙ. В разные годы театр базировался во Дворце «Жастар» и Дворце школьников имени М. Утемисова. В основном составе труппы сегодня более 40 человек. Все они – представители разных профессий и возрастов, но объединяет их страстная любовь к театру, стремление играть.

Трудолюбие, помимо мечты

Несмотря на то что театр называется молодежным, на самом деле возрастных ограничений нет. Актеры в глубине души как дети, а любой ребенок не может не быть одаренным и талантливым. Остается помочь раскрыться дару лицедейства, чем и занимаются профессиональные преподаватели. Они обучают потенциальных актеров азам профессии, в том числе ораторскому мастерству, сценической речи и сценическому движению. Режиссер театра Бауыржан ТОГЫЗБАЙ считает, что артисты должны быть универсальными, уметь петь, танцевать, выполнять акробатические трюки. Во многих спектаклях используются пластические решения. При этом большое внимание также уделяется технике речи, потому что в век информационных технологий люди стали меньше друг с другом разговаривать. Даже если у человека присутствуют явные дефекты дикции, то при большом желании можно их исправить с помощью специальных техник и упражнений.

Позже некоторые талантливые ученики даже поступают в высшие театральные учебные заведения, становятся профессиональными режиссерами, актерами, но не забывают о том, где начинался их творческий путь. Режиссер заверил, что не случайно название театра схоже с именем легендарного российского храма искусств.

– Мы хотим предоставить всем желающим возможность реализовать давнюю мечту, попробовать выйти на сцену. Большинство из них раньше испытывали страх публичных выступ­лений. На занятиях применяем такую методику, как выведение человека из зоны комфорта, чтобы они перебороли внутренние психологические зажимы, неуверенность, скованность, обрели хорошую физическую форму и почувствовали себя настоящими актерами. Наша труппа принимает участие в городских театральных фестивалях наряду с профессиональными творческими коллективами. Также мы сами проводим международный театральный фестиваль среди любительских театров и театральных студий «Счастливый билет», – рассказывает режиссер театра.

За эти годы Бауыржану приходилось наблюдать за сменой поколений в театре, когда взрослые после завершения обу­чения приводили своих детей. Он уверен, что многих привлекает дух творчес­кой свободы, который витает в театре и дарит всем праздничное настроение от сопричастности к магии драматического искусства.

В поисках сцены

Как сообщил Бауыржан Тогызбай, в театре часто приходится решать бытовые проблемы. Помимо преподавания, им часто приходится самостоятельно шить костюмы и изготавливать декорации и реквизит. Бывает, что иногда подготовительный процесс очень трудоемкий, занимает много времени и может отвлекать от постановки.

– Можно сказать, что здесь работают настоящие энтузиасты. Несколько лет назад театр располагался в подвальном помещении одного из жилых домов по улице Кенесары. Там наши артисты возводили стены, красили, старались обустроить небольшую сценическую площадку в стиле андеграунд и зрительный зал на 50 мест. Тем не менее, там было холодно, сыро, отсутствовала вентиляция, поэтому творить в таких условиях было непросто, – говорит он. – Сегодня подготовка спектаклей проходит на другой репетиционной базе.

Поскольку у нас нет своей сцены, мы договариваемся с городскими театрами об аренде площадки, когда они выезжают на гастроли. У нас нет спонсорской поддержки, поэтому все бытовые трудности преодолеваем своими силами.

Режиссер отметил, что профессионалов от любителей на сцене отличает большая самоотдача и творческая свобода. Зрители часто удивляются, когда узнают, что в спектаклях играли любители. Опытные профессиональные артисты их частенько хвалят, дают дружеские советы.

Синдром взрывающейся головы

Недавно аншлаги собирали спектакли «Идеальные незнакомцы», «Синдром взрывающейся головы» и «Жестокий урок», где задействована большая часть театральной труппы. Фильм итальянского режиссера Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы» поразил Бауыржана своей актуальностью. По его словам, гаджеты сегодня прочно внедрились в нашу жизнь, и мы не можем представить без них свое существование. Он решил этот сюжет воплотить на сцене. Но в процессе постановки ему пришлось немного сократить текст и убрать нецензурную лексику. Тем не менее, все персонажи легко узнаваемы, каждый зритель сможет найти в них что-то знакомое для себя.

– Новая постановка Натальи Смецкой «Жестокий урок» по пьесе российского драматурга Красногорова – сложный спектакль, поскольку не только на эмоциональном уровне надо работать, но и сильно выкладываться физически, – говорит Бауыржан Тогызбай.

По сюжету студенты университета участвуют в скандальном эксперименте, который демонстрирует, как далеко способны зайти в своей жестокости люди, когда ощущают полную безнаказанность.

– Полупластический авторский экспериментальный спектакль «Синдром взрывающейся головы» – работа нашей воспитанницы Айданы НУРАХИМ, которая успешно работает режиссером в Германии. Она использует мультимедийные технологии, разговорный стиль речи, чтобы зрители разглядели в персонажах себя, увидели свои положительные и отрицательные качества. В ходе завораживающего представления молодая беременная девушка, водитель, иммигрант, профессор находятся в поисках ответов на вопросы, – говорит он.

 

Метки

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть