Горожане

Шапан и тақия для қыз ұзату и офиса

Свадебные платья, стилизованные под национальные традиции, повседневная одежда с элементами этники – все это легко совмещает в своем ремесле столичный дизайнер Анастасия РОМАНОВА. 

 – Анастасия, вас всегда прив­лекал этнический стиль?

– Я пришла в мир моды из свадебной индустрии. Первое свадебное платье сшила в 2009 году, и оно было для себя. Тогда я только начинала и, честно говоря, даже не думала, что это станет моей профессией. Но со временем начала шить свадебные наряды в европейском стиле и занималась этим достаточно долго.

Все изменилось в 2014 году, когда ко мне пришла невеста с необычным запросом. Она заказала у меня не только свадебное платье, но и наряд на қыз ұзату. На тот момент я никогда не работала с этническими нарядами и даже не представляла, как они должны выглядеть, из каких деталей состоят. Я честно призналась, что мне нужно время, чтобы разобраться. До свадьбы оставалось всего два месяца, месяц ушел на изучение национальных костюмов.

Я буквально зарылась в библиотеку на две недели. Изу­чала казахские традиционные костюмы, головные уборы, особенности кроя, вышивки и тканей. Это был огромный объем работы, но я понимала, что просто так взяться за шитье национальной одежды было бы непрофессионально. Необходимо знать истоки, историю, детали традиционных костюмов. Только после двух недель я дала невесте положительный ответ и приступила к шитью наряда.

С тех пор прошло 10 лет, теперь я шью наряды для ұзату. Этот опыт стал отправной точкой в моем творческом пути.

Что касается повседневной одежды, то моя история началась чуть позже. Еще в 2015 году я начала шить верхнюю одежду для себя, потому что не могла найти в магазинах то, что мне бы понравилось. В 2016-2017 годах экспериментировала с русским стилем в верхней одежде. А в 2020 году мне пришла идея попробовать создать этнический шапан. Сначала это была чисто личная инициатива – я шила для себя, не планируя продавать такие вещи. Но когда люди начали интересоваться, где я купила такую одежду, и спрашивать, почему не делаю ее на заказ, то задумалась.

Долгое время, до прошлого года, я отвечала, что мы не шьем этнические наряды на продажу. Мне казалось, что этот стиль что-то личное, и я не была уверена, что смогу развивать это направление. Но спрос рос, люди просили все чаще. Тогда я решила создать отдельный бренд, чтобы выделить этнические коллекции. Так появился Etno by Romanova – бренд повседневной одежды с элементами этнических мотивов. Официально бренд родился только в прошлом году, хотя шапаны и этнические элементы я шила с 2020-го, но исключительно для себя или в рамках небольших коллекций.

Для меня было важно разделить направления работы. Бренд RomaNova всегда ассоциировался со свадебной модой, и я хотела, чтобы так оставалось. Поэтому и придумала новый бренд – Etno by Romanova. При этом решила оставить фамилию, но добавила к ней Etno, чтобы подчеркнуть этническое направление. Даже акценты в названиях разные: свадебный бренд – это RomaNova, как два отдельных слова, а повседневная линия – Etno by Romanova, где фамилия остается ключевой частью.

– И что вы предлагаете для пов­седневки?

– Бренд Etno by Romanova – это современная линейка, максимально адаптированная к текущим тенденциям и потребностям людей. Это не та одежда, которую носили 100 лет назад, хотя мы вдохновляемся историей. Наша цель – стилизовать традиционные элементы и интегрировать их в современный мир, чтобы одежда была актуальной, удобной и стильной.

Мы активно используем деним – джинсовые ткани, хлопок, а также современные материалы, такие как ткань дак. Например, шапаны из ткани дак отличаются яркими расцветками, которые не выцветают со временем, а также обладают полезными свойствами, такими как водоотталкивание. Мы хотим, чтобы традиционные элементы стали частью повсе­дневной жизни. Также в линейке используются натуральные материалы, такие как велюр и стеганый велюр. Это дань традициям наших предков.

Все, что мы создаем, – это не просто одежда, это стиль. Девушка, надевая наши шапаны, джинсовки или жилетки, не будет выглядеть старомодно. Напротив, она будет выглядеть модно, актуально и очень стильно. Мы стремимся к тому, чтобы наша одежда подчеркивала индивидуальность, а традиционные элементы выглядели современно.

Мы уделяем большое внимание ручной работе. На наших изделиях есть уникальная ручная роспись, вышитые орнаменты, которые делают каждую вещь особенной. Эти детали соединяют традиции с современностью, делая одежду по-настоящему уникальной.

Я подготовила большую коллекцию к Наурызу. В ней представлены шапаны, джинсовая одежда, жилетки, адаптированные для нашего климата, особенно для южных регионов Казахстана.

Моя мечта – переодеть как можно больше людей в одежду моего бренда. Я не говорю о том, чтобы все носили исключительно этнические наряды от и до. Достаточно, чтобы в образе присутствовали отдельные элементы, например, орнамент на верхней одежде, головной убор или даже небольшой декоративный акцент. Это подчеркнет индивидуальность и придаст образу красоту, вдохновленную нашими традициями.

Etno by Romanova – это о соединении прошлого и настоящего, это современность, уважающая истоки, и стиль, который делает этнику доступной для повсе­дневной жизни.

– В вашем салоне сразу бросаются в глаза головные уборы. Как это все создается?

– Если говорить о головных уборах, то все они – это 100%-ная ручная работа. Каждый головной убор создается с нуля, начиная с разработки лекала. Вначале изготавливается фетровая основа, затем она обтягивается тканями. После этого на изделие наносится рисунок или орнамент. Если внимательно присмотреться к нашим саукеле, тақия или тиарам, то можно заметить, что они абсолютно уникальны. Даже если мы используем одинаковые цвета или камни, все равно каждая работа получается эксклюзивной, неповторимой.

Для украшения головных уборов применяются только натуральные материалы: камни, бисер, хрусталь, используется вышивка. В основе каждого изделия лежит традиционный казахский орнамент, который мы стилизуем и немного изменяем. Это важно, потому что мы создаем не исторические костюмы, а дизайнерские работы. Я привношу в них свое искусство, делая их подходящими для современных событий. Например, саукеле остается свадебным головным убором, но такие головные уборы, как тақия, можно носить не только в праздник, но и в повседневной жизни.

Изначально тақия – головной убор незамужних девушек. Но современный мир изменился: сейчас тақию носят даже замужние женщины. Она стала универсальным аксессуаром. Однако не все восприняли это изменение положительно. Были люди, которые критиковали меня за нарушение традиций. Они утверждали, что для замужних женщин предназначен только платок, для пожилых – кимешек.

К слову, недавно ко мне приходили бабушки, которым за 70 лет, и спрашивали, шью ли я кимешек – традиционный головной убор для пожилых женщин. Этот вопрос заставил меня задуматься. Уже довольно долго я размышляю над тем, чтобы создать такое изделие. Это станет шагом в сторону расширения нашей аудитории.

Мне бы хотелось, чтобы мои изделия подходили для женщин всех возрастов. Ведь каждая женщина прекрасна, независимо от того, сколько ей лет.

– Вы устраиваете модные показы?

– С сентября по ноябрь у меня было девять показов. На самом деле это много для дизайнера, потому что в среднем мои коллеги представляют свои коллекции четыре раза в год. Но меня приглашали на разные мероприятия, где невозможно было обойтись без дефиле. Так было на международном показе в Ташкенте, а потом показ коллекции в Дубае, где участвовали непрофессиональные модели.

За этот период мы представили на суд и свадебную коллекцию, и этническую моду. Для меня особенно запоминающимся стало 21 сентября – день дебюта моей коллекции Etno by Romanova. Это был не просто показ, а манифест моей идеи: я хочу, чтобы моя одежда подходила абсолютно разным женщинам. Для этого мы провели кастинг, в котором отбирали женщин разных возрастов, роста, телосложения. Мне было важно показать, что каждая женщина красива, независимо от ее внешних параметров. И, я думаю, нам это удалось.

На первый показ вышли 20 моделей. И с тех пор женщины продолжают мне писать, хотят участвовать, раскрываться через такие встречи. Это невероятно вдохновляет, но честно скажу: показы – это огромная нагрузка. Каждый из них требует невероятного вложения сил и души.

Во-первых, мы создаем коллекцию практически с нуля. Во-вторых, с каждой моделью я работаю индивидуально, подбирая образы и помогая раскрыть внутреннюю красоту. После показа, который прошел 29 ноября, я себе сказала: «Пожалуйста, два-три месяца без показов».

Однако уже думаю о новых проектах. Хочется что-то сделать, вдохновить людей, представить новинки.

– А на показах случаются курьезные ситуации?

– Так как у нас модели в основном непрофессиональные, курьезы, конечно, случаются. Мы всегда тщательно готовимся, проводим репетиции, но, как говорится, форс-мажоры бывают. Например, на показе в Ташкенте произошел забавный случай: каблук одной из моделей застрял в подиуме. Девушка не растерялась – с улыбкой приподняла туфельку, аккуратно ее вытащила и продолжила идти. Зрители оценили ее реакцию, начали аплодировать. Главное в таких ситуациях – сохранять естественность, ведь всякое может произойти.

1 ноября мы участвовали в показе, который был конкурсным. Мы представили две коллекции: этническую и свадебную. С этнической коллекцией заняли второе место, и именно благодаря этому нас пригласили на показ в Ташкент. Это был очень интересный опыт, хотя и не обошлось без сложностей.

Например, моделям пришлось долго ждать своего выхода. К шести часам вечера все уже были готовы, прически, макияж, наряды – все подготовлено заранее. Но сам показ начался только в 11 часов вечера. Представьте себе: пять часов ожидания, причем в свадебных платьях. Это непросто. Но мои модели проявили стойкость, выдержали все с улыбкой. Это испытание – и физическое, и моральное, особенно когда приходится сохранять свою энергию и позитив до самого выхода.

Конечно, ожидание результатов жюри тоже добавляет волнения. Это момент, когда ты думаешь, оправдались ли твои усилия. Но в конечном итоге такие события всегда того стоят. Они дают не только опыт, но и чувство гордости за проделанную работу.

– В соцсетях огромные просмотры набрало одно видео, где ваша коллекция вызвала восторг зрителей, не было ни одного гневного хейтерского комментария…

– Эта коллекция называется «Дружба народов». Идея ее создания пришла ко мне в 2022 году. В тот год меня пригласили принять участие в московской выставке, которая состоялась 9 марта. Приглашение я получила заранее, практически за полтора-два месяца до события, и уже в ноябре 2021 года мы начали создавать коллекцию. Спустя два месяца она была готова.

Основной задумкой было показать российскому рынку, что в Казахстане есть традиция выходить замуж в национальной одежде. И при этом мне хотелось подчеркнуть, что Казахстан – это многонациональная страна. У нас живут представители самых разных национальностей. Я хотела отразить это разнообразие.

Было представлено три ярких наряда: в русском, казахском и кавказском стилях. Это выглядело очень необычно на фоне других участников, где доминировали классические белые европейские платья.

Однако с точки зрения продаж все было не так успешно. Люди смотрели на наши наряды, как на музейные экспонаты. Многие владельцы салонов подходили и восхищались: «Шикарные наряды!», но добавляли, что их невесты не готовы выходить замуж в национальной одежде, особенно это касалось русских невест.

Я ответила: «Ну, посмотрим». И начала постепенно популяризировать эту тему. В социальных сетях, особенно в TikTok, стала выкладывать кавказские и славянские наряды. Постепенно, спустя три года после выпуска коллекции, ситуация начала меняться. Люди начали заказывать такие наряды. Особенно это стало актуально для венчаний, сватовства и других торжественных случаев.

Что касается последней коллекции, мы показывали ее 3 ноября. У меня был выбор: представить повседневную коллекцию, европейскую свадебную или национальную. Я решила обратиться к истокам и создать новую коллекцию с той же тематикой, но в совершенно ином исполнении.

В этой коллекции мы представили ингушские костюмы, русские платья с кокошниками в царском стиле, а также казахские национальные наряды. Коллекция вызвала настоящий ажиотаж и бурю эмоций. Все говорили, как это красиво и актуально.

Мы также сняли видео, чтобы подчеркнуть тему дружбы народов. Мне кажется, что сегодня эта тема особенно важна. Люди из разных стран писали, благодарили и отмечали, что тема, поднятая в такое сложное время, – это смелый и правильный шаг.

Очень хочется, чтобы люди жили в мире и дружбе. И через свои коллекции я стараюсь передать именно эти ценности.

– А как ваши наряды воспринимаются в дальнем зарубежье?

– В Милане все началось прямо на улице. Это был необычный и эмоциональный опыт. Мы участвовали в показе, который состоялся 22 сентября 2022 года. После его завершения, когда все вещи уже были запакованы, я вдруг поняла, что мне чего-то не хватило. Да, люди аплодировали, все прошло отлично, но какого-то настоящего эмоционального отклика я не почувствовала.

Я обратилась к своей команде, нас было пять человек, и сказала: «Девочки, когда еще у нас будет возможность побывать в Милане? Неизвестно. Поэтому давайте сделаем так: надеваем наши казахские национальные наряды и идем гулять по городу». Все восприняли эту идею с восторгом. Мы переоделись втроем и отправились гулять по набережной. Честное слово, я давно не получала столько позитивных эмоций! Люди буквально оживали, увидев нас. Они спрашивали, откуда мы, фотографировались с нами, снимали на камеру. Это было невероятно!

Кстати, после этого эксперимента я заметила, что и другие блогеры и дизайнеры начали пов­торять что-то подобное в Дубае. Это доказывает, что национальная одежда любой культуры вызывает только положительные эмоции. Она красивая, богатая, искусно расшитая – просто невозможно глаз оторвать.

Особенно интересно наблюдать за европейцами. Они максимально откровенны и открыты. Если им что-то нравится, они улыбаются, фотографируют, искренне выражают свои эмоции. Они не скрывают своего восхищения, и это заряжает.

– Поговорим о Наурызе.

– К весне выпустила повсе­дневную коллекцию в этническом стиле.  Она приурочена к Наурызу. В прошлом году весь март в Казахстане был объявлен месяцем национальной одежды. Во многих организациях каждую пятницу люди носили элементы национального костюма. Считаю, что это замечательная традиция, которую стоит развивать не только в Казахстане, но и в других странах. Она помогает укреплять патриотизм и сохранять культурное наследие.

И знаете, путешествуя по разным странам, я все больше убеждаюсь в том, что национальная одежда объединяет. Она не только подчеркивает индивидуальность народа, но и вызывает интерес и уважение у других культур.

– А в других странах национальная одежда используется в быту, в повседневке, как у нас?

– Во многих странах национальная одежда ценится невероятно высоко. Возьмите, например, Корею или Китай – там традиционные костюмы, такие как ханбок или кимоно, воспринимаются как предмет гордости. Люди носят их не только по праздникам, но и в пов­седневной жизни, что является частью их культуры.

Сравните это с Европой: там ситуация немного другая. Например, в Германии есть праздники, такие как «Октоберфест», где люди надевают национальную одежду. Но это все-таки больше носит праздничный характер, чем повседневный. Однако в некоторых регионах, например, на Кавказе, традиционная одежда встречается чаще. Кавказские женщины носят свои традиционные платья не только по праздникам, но и в пов­седневной жизни. Они также добавляют аксессуары, которые подчеркивают их нацио­нальную принадлежность.

Что касается Казахстана, то за последние два года интерес к традиционной одежде значительно вырос. Как дизайнер я вижу, что многие люди начинают ценить этнические элементы, и важно это поддерживать.

Первое, что я делаю, – показываю пример сама. Если я хочу популяризировать национальную одежду, то должна начать с себя: ношу сережки, украшения или аксессуары, которые связаны с нашей культурой. Я демонстрирую, что это не только красиво, но и вполне уместно в повседневной жизни. Нацио­нальная одежда – это нечто большее, чем атрибут праздников, это способ выражения своей индивидуальности и гордости за культуру. Таким образом, я стараюсь вдохновлять других. Национальная одежда может быть частью нашего повседневного гардероба.

Екатерина ТЫЩЕНКО

Фото Василия КРАСЬ и из архива дизайнера

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button