Культура

Шелковая нить

В театре «Астана Балет» с грандиозным успехом прошла премьера спектакля «Шелковый путь».

На спектакле царил аншлаг. Премьерные показы балета хореографа Мукарам АВАХРИ на либретто казахстанского поэта Бахыта КАИРБЕКОВА и волшебную музыку Рената ГАЙСИНА прошли с ошеломляющим успехом, зрители горячо аплодировали своим любимым артистам и постановочной труппе, подарившим им волшебный синтез музыкально-хореографического искусства.

— Для меня это не просто спектакль. Это порыв, возможность заниматься творчеством, прислушиваясь к внутреннему голосу, интуиции. Тема Шелкового пути невероятно благодатна, и чем больше погружаешься в идею спектакля, тем отчетливее понимаешь, что она неисчерпаема и фантастически богата. Этот проект на самом деле очень необычный. Несмотря на то, что у нас было не так много времени после долгих гастролей, в очень сжатые сроки мы поставили этот спектакль. Для меня совершенно неожиданным образом некоторые сцены, например, складывались сами по себе. В целом я думаю, что тот посыл, ощущения, от которых я шла, будут прочувствованы, услышаны. Конечно же, вдохновением для меня явилась музыка Рената Гайсина. Там колоссальная энергия. Сама идея постановки принадлежит арт-менеджеру театра Асель ИСАБАЕВОЙ. Как-то в разговоре была озвучена эта мысль, и она предложила воплотить ее. За что я ей очень благодарна.

Потому что восточные мотивы мне очень близки, органичны, откликаются во мне. Может, поэтому все так случилось естественным образом, — рассказала хореограф Мукарам Авахри.

— «Шелковый путь» — история о нити, связавшей не похожие друг на друга европейскую и азиатскую цивилизации. Настолько прочна была эта шелковая нить, что превратилась со временем в Великий шелковый путь. Традиции, культура, музыка — все объединилось в одном проекте. Люди говорят на разных языках, а язык искусства один — это язык души, чувств и эмоций, — поделилась мыслями автор идеи балета «Шелковый путь» Асель Исабаева.

В создании балетного спектакля приняли участие талантливые деятели искусства: композиторы Арман АМАР, Ренат Гайсин, Владимир ИВАНОФФ и Омар Фарук ТЕКБИЛЕК, художники по костюмам Асель ШАЛАБАЕВА и Дина БУКСИКОВА, сценограф Аскар ИСКАКОВ, видеохудожник Нурлан КЕРЕЙ, художник по свету Роберт ДАУТОВ.

— Я был вдохновлен идеей и при создании музыки старался использовать и играть на живых природных инструментах. Моей задачей было создать определенный акустический ландшафт для хореографии. Мы заранее оговорили и установили допустимые стилистические и практические границы свободы творчества каждого из нас, и я надеюсь, что наш союз стал результатом претворения в жизнь реальной художественной концепции взаимодействия музыки и хореографии, — отметил композитор Ренат Гайсин.

В этом спектакле нет главного героя, выстроенной сюжетной линии, только череда сменяющихся образов. Образы каравана, нефрита, шелка, нитей и амфор не только сами по себе выразительны, но и поразительно сценичны, поэтому становятся источником вдохновения, дают пищу для фантазии, поиска пластических решений и соответствующих им хореографических образов. Музыка и танец — вневременные явления, и они дают возможность свободно перемещаться из одной цивилизации к другой. Последовательность картин, действий погружает зрителя в бесконечный путь, в котором идеи и смыслы рождаются на стыке культур.

— В художественном плане мы стремились к минимализму, старались передать мысль через образ, который сразу вызывал бы ассоциацию с определенной культурой. Все образы как бы проплывают перед зрителем, перетекают один в другой, превращаются в метафоры жизни, напоминают о ее непостоянстве и бесконечной изменчивости, — поделился сценограф Аскар Искаков.

— Тем, кто интересовался историей, знают, что Шелковый путь — это самый соблазнительный, опасный и долгий путь. В принципе, я думаю, что весь коллектив, который создал это творение, испытал всю гамму эмоций. Главное в караване — дойти до конечной остановки, довести товары, весь свой пыл и интерес, а также поделиться им. Эту идею мне озвучили год назад, но приступили мы не сразу. С одной стороны, очень много интересного, что касается шелка. С другой — нужно было выстроить драматургию. Честно признаюсь, было около 10 вариантов либретто. И вот только несколько месяцев назад утвердили окончательную версию. Буквально на днях по пожеланию Мукарам вдохнули стихи в музыкальное произведение. Я был удивлен, с какой скоростью это было реализовано. Для меня было полной неожиданностью, что через месяц работы мы увидели этот спектакль. Я благодарен коллективу, который так работает, несмотря на гастроли. В целом всегда это ощущение того, что есть еще перспектива работать с такими талантливыми людьми, — поделился впечатлениями поэт Бахыт Каирбеков.

Конечно же, особого внимания заслуживают восхитительные костюмы и декорации: полупрозрачная ткань, которая то разделяла движение каравана и стран, то становилась экраном и приобретала роль интерактивных декораций, проекция звездного неба, ландшафты пустыни, ночных городов, финальная сцена ночного Туркестана пленили зрителей.

— Выражаю особую благодарность всей постановочной команде, всем тем, кто остался за кадром, но без кого спектакль бы не состоялся, и, конечно же, зрителям, без которых немыслимо все наше творчество, — заключила Мукарам Авахри.

Фото предоставлено пресс-службой театра

Статьи по Теме

Back to top button