Общество

Школьная дружба

Есть дети и учителя, которые торопятся в школу именно по воскресеньям. О занимательных уроках, разновозрастных учениках и талантливых педагогах воскресных школ при этнокультурных центрах столичного Дома дружбы читайте в нашем репортаже.

Зиё по-узбекски «свет»
Узбекская этнолингвистическая воскресная школа «Зиё» функционирует с 2015 года и является двенадцатой по счету воскресной школой в столице Казахстана. Слово «зиё» в переводе означает «просвещение», «свет». Основателем данной школы является общественный деятель Ихтиера ХОДЖАЕВА. Радостным событием стало, когда в 2017 году школа получила государственную поддержку в лице столичного акимата, в частности секретариата Ассамблеи народа Казахстана и городского Управления образования.
Занятия в «Зиё» проходят в стенах столичной школы-гимназии № 53 по адресу: улица Каркабат, 17 по воскресеньям с 11 до 15 часов абсолютно бесплатно. Для этого в распоряжении детей два просторных учебных кабинета, а также актовый зал для занятий хореографией и музыкой.

Директор воскресной школы Гульнара ЖАНТУРАЕВА по совместительству является преподавателем узбекского языка.

— Детей в школу принимаем с пяти лет, в первом наборе в школу пришли обучаться 47 детей. На сегодняшний день образованы две группы: старшая — 22 человека и младшая — 15. Общее количество учащихся воскресной школы — 37 детей. Всего в школе обучилось 89 ребятишек. По завершении учебы ученикам выдаются сертификаты о прохождении обучения и грамоты за успехи и активное участие в жизни школы. Отличительной чертой является то, что в этой школе могут учиться дети вне зависимости от прописки или национальности, здесь рады всем. По расписанию обычно проходит 3-4 урока. Обязательно перед первым уроком ученики исполняют гимн Республики Казахстан. Изюминкой является то, что занятия проводятся на четырех языках — казахском, узбекском, русском и английском, но главный урок — это родной язык, который изучается на латинице, — рассказывает Гульнара Жантураева. — У нас есть и другие уроки, например, тарих, одобнома, мехнат и хореография. На тарихе детям рассказывают об истории Казахстана и проживающей на его территории узбекской диаспоре. На уроке одобнома изучаются правила и особенности этикета, национальные традиции и обычаи узбекского народа. Мехнат — это урок рукоделия, труда, где детей учат шить национальные куклы, наряды, изготавливать различные поделки. Девочки учатся украшать ручной вышивкой полотенца, скатерти, коврики, национальные узбекские мужские атласные пояса — бельбак. Из разноцветных треугольных лоскутков учатся шить не просто полотно, а настоящее лоскутное одеяло. Мальчиков обучают игре на дойре — исконно мужском национальном узбекском ударном инструменте, он напоминает барабан или бубен.

При воскресной школе создана младшая танцевальная группа «Астана Ғунчалари», участники которой с большим вдохновением и гордостью выходят на сцену и представляют узбекскую культуру. Долгие годы хореографию детям преподает активистка узбекского центра Мухтарамхон МАМАДАЛИХАНОВА, в настоящее время узбекский этнокультурный центр сотрудничает с ансамблем «Номад», хореографы которого во главе с руководителем ансамбля Айнагуль НУРГАЗИНОЙ вносят неоценимый вклад в обучение основам хореографии и танцев.

— Основной целью школы «Зиё» является не только качественное образование, но и воспитание интеллектуальных, творческих, культурных граждан, а самое главное, патриотов нашей страны, — говорит педагог.

Азербайджанский язык схож с казахским
Азербайджанская школа осуществляет свою деятельность с конца 90-х годов. Она действует на базе школы-гимназии № 14, посещают ее в основном дети из азербайджанских семей, но есть и казахи.

— Мы принимаем детей в возрасте от 5 до 18 лет. Каждый год количество учащихся отличается, так как это зависит от того, сколько детей проходит регистрацию на портале. В этом году школу посещает 30 учащихся. Здесь проводятся уроки по азербайджанскому языку, народному творчеству, истории и культуре Азербайджана. На занятиях показываем разные народные игры, изучаем народные песни, смотрим фильмы про историю и культуру исторической родины. На предмете «Изучение азербайджанского языка» мы обсуждаем схожесть азербайджанского и казахского языков, — рассказывает руководитель школы Наргиз КАРАМОВА.

Каждый год в стенах учебного заведения встречают Наурыз, Новый год и День солидарности азербайджанцев всего мира. Детям рассказывают о культуре Азербайджана. Например, о праздничных обычаях и традициях, о родственных отношениях, об азербайджанском гостеприимстве.

— У нас очень интересные обряды. Например, в Наурыз все члены семьи должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом особое заклинание. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. Согласно еще одному поверью, в день «ахыр чершенбе» азербайджанские девушки и юноши обычно подходили к дверям соседей и подслушивали их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делали вывод об исполнении своих желаний, — продолжает рассказ спикер.

— Главная цель школы — поддержка проживающих в Казахстане азербайджанских детей в изучении ими родного языка, а также культуры и истории их родины. Мы объясняем детям, что важно любить и уважать свой народ, его историю и культуру, так как если человек любит и уважает свое родное, то он может любить и уважать других, — подытожила педагог.

Частица Польши
Польская этнолингвистическая школа образовалась в 2000 году и располагается на базе гимназии № 5 по адресу: улица Тархана, 16. Ее деятельность направлена на возрождение и развитие национальных традиций, изучение польского родного языка и культуры.

— История поляков в Казахстане насчитывает столетие и имеет глубокие корни и традиции. Наше объединение входит в состав Ассамблеи народа Казахстана, где занимает достойное место среди этнических групп единого народа республики, поддерживает тесные отношения с другими диаспорами, а также сотрудничает с государственными общественными организациями Казахстана, Польши и Кыргызстана, — начала рассказ председатель общественного объединения Polacy Елена РОГОВСКАЯ. — В школе обучается более 100 учеников. Уроки могут посещать дети не только польской национальности, но и все те, кому интересна наша культура и традиции. Язык преподает волонтер и носитель языка пани Агнешка ЕРМОЛОВИЧ из Польши, опытный хореограф Айгуль КИНАХОВА преподает танцевальный фольклор.
Для детей созданы шесть групп по возрасту с удобной формой обучения. Также есть группы и для взрослых. При школе созданы вокальная группа «Стокротка», танцевальная группа «Куявячек».

— В репертуаре наших ансамблей представлены как фольклор польского народа, так и казахского. Изучаем народные традиции, отмечаем рождественские, пасхальные, национальные праздники. Все ученики школы принимают участие в разных конкурсах. В том числе сотрудничаем с Поморской академией в городе Слупске, с Центром казахской культуры и науки имени Абая в этом же городе, налаживаем отношения с университетами Вроцлава, участвуем в разных проектах. Изучение национальной культуры играет важную роль в воспитании молодежи. Благодаря дипломатическому соглашению между Казахстаном и Польшей многие студенты польской национальности обучаются в высших учебных заведениях на исторической родине. За 22 года существования этнолингвистической школы образование получили более 300 человек. Многие из них возвращаются и продолжают работать на благо Казахстана, — добавила Елена Роговская.

— Мы живем в стране, где вместе с казахами живут представители 140 этносов. Какую же ценность несут этнокультурные и этнолингвистические школы сегодня? В первую очередь они помогают сохранить культуру, язык каждой этнической группы, традиции, толерантное, уважительное отношение к народным обычаям, языку и ценностям всех этносов, которые проживают в Казахстане, — считает спикер.

Статьи по Теме

Back to top button