Общество

Школьная медиация: как помочь детям?

Что такое медиация в школе и зачем она нужна? Эффективна ли эта практика в решении конфликтов между подростками? Поможет ли она примирить враждующие группы, на которые нередко разбивают классы негласные школьные лидеры?

В широком смысле медиация призвана найти выход из конфликтной ситуации, не доводя дело до официальных разбирательств (с латинского mediatio — посредничество. — Прим. ред.). Сегодня в Казахстане этот прогрессивный опыт активно внедряют и в школах, чтобы дать шанс детям и их родителям решать
острые вопросы на месте. Пока часть детей в столице учится дистанционно, но рано или поздно
они вернутся к привычному посещению учебных заведений.

— Когда мы открывали службу школьной медиации, было немного сложно. Наша задача — научить детей конструктивно строить разговор, выработать правильную реакцию на агрессию одноклассника, соседа, знакомого и так далее. Медиация — это философия, которая включает основы конфликтологии, права и психологии, — рассказала медиатор, магистр права, президент Международной академии медиации и переговоров QORGAU Асель САЙЛАУБАЙ на онлайн -встрече с учащимися и классными руководителями школы №59.

Часто напряженные ситуации в классе возникают из-за амбиций отдельных учеников. Они создают
негласные сообщества, чтобы захватить лидерство и влиять на сверстников. Причем дети, которые не хотят участвовать в подобных историях и прибиваться копределенному лагерю, чувствуют себя, мягко говоря, неуютно.

— В моей практике был случай, когда ученицы 4-го класса поделили класс на два лагеря. Конфликт
возник из-за спора по поводу того, кто будет командовать. Один из мальчиков пришел домой и сказал,
что хочет перевестись в другой класс. Перед ним поставили ультиматум, ему нужно было занять чью-то
позицию. Пришлось поработать с детьми, чтобы они прекратили войну за амбиции, — говорит Асель
Сайлаубай.

Часто эмоциональные всплески в поведении подростков вызваны желанием обратить на себя внимание
родителей. Какие сигналы со стороны детей можно считать тревожными и требующими срочных мер?

— Мы периодически устраиваем встречи школьников с прокурорами, судьями, чтобы они могли задать вопросы юридического характера. На одном из таких мероприятий девочка спросила, может ли она отказаться от своих родителей. Это сигнал для всех нас. Значит, в семье не все в порядке и психологически ребенок подошел к определенной грани. Наши медиаторы контролируют такие ситуации. Они пытаются
выяснить, есть ли конфликты в семье, но делают это деликатно, чтобы не вызвать агрессию школьника, — отметила спикер.

Воспитывать в детях ответственность — то, о чем не должны забывать взрослые, несмотря на
загруженность, круговорот дел и бесчисленные хлопоты. Нужно объяснять детям юридические
моменты, с какого возраста наступает уголовная ответственность и чем может закончиться преследование,
нападение и драка со сверстниками.

Один из примеров прозвучал на встрече. Подрались две школьницы, и родители одной из сторон подали
в суд. В таких случаях родителей как минимум ждал бы штраф. Стороны примирились, но так бывает не всегда.

Дети должны понимать, что за все конфликты до их совершеннолетия будут отвечать родители. Сегодня
можно привлечь к ответственности за плохое воспитание, вплоть до лишения родительских прав, говорят
медиаторы.

Еще одна сторона ответственности — уважение к труду других и понимание границ дозволенного. В одной из школ учащийся бросил обертку от конфеты и отказался поднимать, сказав, что это должна делать уборщица. Его заставили поднять фантик, после чего в учебное заведение в негодовании пришла мама мальчика
и потребовала уволить сотрудника школы. В таких случаях детям стоит объяснять, что дисциплина
и порядок — неотъемлемые части жизни в обществе.

Главная причина конфликта — когда люди не считаются с чужим мнением и правами других людей.

Онлайн-встреча на тему «Медиация в образовании» прошла на платформе Google Meet. Мероприятие организовал интеллектуальный клуб юристов и медиаторов QORGAU при содействии ОФ «Особые праздники» и Международной академии медиации и переговоров QORGAU.

— Современная школа — это срез общества, и для нее характерны разнонаправленные конфликты
— между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями. Часто такие конфликты становятся достоянием общественности благодаря социальным сетям, вызывают неоднозначную реакцию у людей,
умаляют авторитет школы и учителя. В ежегодных Посланиях народу Казахстана, программно статье «Рухани жаңғыру» делает основной акцент на обеспечении мира и общественного согласия, снижении конфликтности в обществе. Сегодня медиаторы клуба безвозмездно начали обучение среди учащихся, родителей и педагогов образовательных учреждений столицы для реализации поставленных задач, — говорят организаторы встречи.

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть