Школа – первый шаг к высокой науке

Жулдыз РАХМЕТОВА, директор школы-гимназии № 69 имени Кемаля Акишева:
– Сегодня модернизация образования ставит перед школой новые цели и задачи и предоставляет широкие возможности для развития школьников. Полноценное обучение включает в себя модель современного школьника, владеющего необходимыми компетенциями, позволяющими правильно ориентироваться в быстро меняющихся условиях. Это значит, что надо соответствовать требованиям времени. Наблюдая, анализируя, сопоставляя, мы применяем методы научного исследования и в повседневной жизни, понимая, что наука и жизнь – в тесной связи. Важно показать это ребенку на самых ранних этапах обучения.
Современный мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другое.
Многие ученые и эксперты сходятся во мнении, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования, оно выполняет ряд функций, которые важны для общества. Происходящие в настоящее время изменения требуют новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой. Происходит и переосмысление самого термина «преподавание». Учитель в процессе обучения выполняет роль направляющего: знания ученик должен добывать сам путем научного поиска, исследования. Учителю доверена важная миссия: воспитание творческой личности. Каков же он, современный учитель? Как надо учить и воспитывать? Совместимы ли вообще понятия «наука» и «школа»? Каким образом происходит развитие науки в нашей школе и как дети воспринимают первые плоды своих научных открытий?
Любознательный ученик свободен в выборе интересных занятий, он живет в режиме инновационного поведения. Именно таким поведением обладают успешные люди. Дети, как правило, ориентируются на человека, достигшего высоких результатов в той или иной области. Опыт показывает, что обучение, переросшее в увлечение и серьезное изучение, дает положительный результат.
На мой взгляд, для того чтобы дети заинтересовались наукой, нужно иметь мотивированных и хорошо подготовленных педагогов. Государственная поддержка должна включать программы для повышения квалификации учителей, создание методических материалов и новых курсов, которые помогают педагогам освоить современные методы преподавания.
Важно развивать и поддерживать в школах научные кружки, олимпиады, научно-исследовательские проекты. Это поможет детям глубже погрузиться в науку и откроет им дополнительные возможности для реализации своих идей. Нужно выделять гранты и ресурсы для поддержки таких инициатив.
Государство должно обеспечивать школы современными лабораториями и оборудованием, чтобы ученики могли работать с реальными приборами, проводить эксперименты, исследовать различные явления и разрабатывать собственные научные проекты.
Важно поддерживать развитие сетевых школ и платформ, где школьники могут сотрудничать и обмениваться опытом, участвовать в научных проектах со сверстниками из других городов и стран. Это поможет расширить кругозор и развить научное сотрудничество среди школьников. Государственная поддержка может включать создание национальных и региональных конкурсов научных исследований школьников, чтобы дать им возможность продемонстрировать свои достижения и получить признание.
Считаю, что именно начальное образование является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие научного потенциала. Оно помогает развивать у детей критическое мышление, любознательность и интерес к различным областям знаний. Важно, чтобы на этом этапе преподавались не только базовые знания, но и умение решать нестандартные задачи, работать в команде, проводить исследования. Однако важно, чтобы образовательная система поощряла творческий подход. Можно ли в школе заниматься наукой? Мы твердо уверены: да. Для этого в образовательной системе школы-гимназии № 69 имени Кемаля Акишева реализуются различные научные проекты.
Проект – это большие возможности с обновленным содержанием школьных курсов по предметам «Технология», «Информатика» и программы дополнительного образования по IТ-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию. Современное оборудование в проектной и внеурочной деятельности способствует результативному росту. Ребята живут в мире технологий: сами являются авторами компьютерных программ, управляют собранными моделями машин, учатся оказывать неотложную помощь на манекене-тренажере, соревнуются в шахматах, познают цену победы. Результативная деятельность невозможна без хорошей организации и ответственного подхода. Талантливые педагоги вкладывают душу и сердце в работу. Для реализации проектной деятельности педагогический коллектив работает над самообразованием и находится в постоянном поиске.
Реализация научных проектов в школе – сложный и одновременно необходимый процесс. Дети должны уметь выходить за традиционные границы отдельных дисциплин и охватывать весь жизненный цикл инноваций – от исследований до накопления знаний и их применения на практике.
Наука помогает нам находить решения для проблем повседневной жизни и искать ответы на загадки Вселенной. Она делает нашу жизнь интереснее и напрямую влияет на благосостояние нашего общества.
Надо признать, не так просто школе найти опытных наставников, которые могли бы направить детей в научной деятельности и помочь с исследовательскими проектами. Для этого необходимо обучение педагогов новым методам и подходам.
Необходимо комплексное улучшение системы образования, увеличение финансирования на всех уровнях, а также создание условий для того, чтобы научная деятельность была не только доступной, но и привлекательной для школьников.
Сегодня наша школа не представляет своего существования без научно-практических конференций, без сотрудничества с другими учебными заведениями, без научного творчества. «Без науки никуда!» – девиз нашей школы. В настоящее время это кредо педагогического коллектива.
Подготовила Юлия ТЕН