Общество

Школа там, где есть учитель

Две тысячи учителей из более 20 стран мира приняли участие в 10-й международной научно-практической конференции «Школа нового поколения».

В течение двух дней мэтры мировой педагогики, профессора и ученые читали лекции и передавали свой опыт на мас­тер-классах для учителей со всего мира. Конференция охватила 12 направлений, в рамках которых прошло около 50 увлекательнейших мероприятий. Авторитетные спикеры говорили со сцены о школах нового поколения, переосмыслении законов педагогики, важности участия родителей в образовательном процессе, об отношениях между учеником и учителем, о том, как сделать материал даже по самым фундаментальным темам проще и понятнее, а также представляли простые методики запоминания и тренировки памяти.
Главным образом речь велась о тандеме учитель – ученик.

Гуманная педагогика
Спикером пленарного заседания стал президент Международного центра Гуманной педагоги, доктор психологических наук, писатель Паата АМОНАШВИЛИ. В своем выступлении он рассказал о принципах гуманной педагогики и как должен строиться диалог между учителем и учеником.
– Личность воспитывается личностью. Многие преподаватели говорят, что они будут обучать детей, но вот воспитанием должны заниматься родители. Это категорически неправильно, без воспитания невозможно и образование, – убежден Паата Амонашвили.
По его словам, если учитель не носит в себе те образы, которые он хочет увидеть в своих учениках, созидания между ними не произойдет. По результатам российских исследователей ученики, которые любили своих преподавателей и считали модель объяснения материала понятной, сдавали школьные экзамены лучше. Все это доказывает положительную динамику гуманной педагогики.
Не стоит ограничивать ребенка в его мелких шалостях, наоборот, как отмечает знаменитый педагог, нужно перевести невинное баловство в реальное обучение.
– Если ребенок резвится в луже или бегает по дивану, не стоит запрещать делать ему это. Наоборот, лучше на прикладном уровне объяснить ему те или иные особенности физики, химии или механики. На наглядном примере ребенок усвоит материал намного лучше, – объяснил Паата Амонашвили.
Подобная методика, названная ученым «Развитие внутренних стремлений», делится на три части. Первая из них – страсть к развитию, когда ребенок изучает мир без необходимых ограничений и может уже в детстве определиться с выбором дела по душе. Свободолюбие тесно перекликается с выбором: ребенок сам должен выбрать, что ему нравится. Последняя часть – чувство взросления. По модели европейских стран ученик сам составляет план занятий на неделю. Подобная модель обучения, к примеру, существует в школах Швейцарии. Чувство ответственности играет немалую роль в обучении, повышая уровень успеваемости.
Кроме того, по словам известного педагога, учителя должны чувствовать грань между оценкой и отметкой. Зачастую похвала для ученика намного важнее красивой цифры в дневнике. Система поощрения и наказания – та же тонкая грань, которую должен чувствовать педагог.

Родители нового поколения
По словам спикеров, немаловажную роль в образовании и воспитании личности играют родители. Они должны идти на контакт как со своим чадом, так и с его преподавателем.
– Человек формируется не только в обществе, но и в семье. Родители не должны отстраняться от своего ребенка, полностью отдав его на воспитание учителю. Работа должна идти коллективно. Именно поэтому в нашей школе на безвозмездной основе работает около 600 человек из числа родителей. Они помогают школьникам, занимаются организаторской работой, ведут кружки, – рассказала председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш ШАМШИДИНОВА.

Учителей заменят роботы?
После пленарного заседания преподаватели обратились с интересующими их вопросами к спикерам. Больше всего педагогам было интересно узнать, смогут ли роботы их заменить.
– Как бы ни развивались технологии, педагог все же живое существо, разумное, способное к анализу, реальной оценке, обладающее гуманностью и пониманием. Искусственный интеллект никогда не сможет заменить человека, его мышление, – высказал свое мнение почетный профессор и директор департамента образовательной политики Гонконгского университета Кай-Минг ЧЕНГ.
По мнению спикеров, новейшие технологии должны помогать, но ни в коем случае не заменять работу учителей.
Возник резонный вопрос: а что будет с самими школами, как будут выглядеть они?
Спикеры считают, что оборудованность классов, варианты обучающих программ будут удивлять разнообразием. Но неизменным останется одно – учитель.

Метки

Похожие статьи

Закрыть