Школы, доступные для всех детей

О состоянии и создании условий для инклюзивного образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями рассказал руководитель Управления образования
города Астаны Касымхан СЕНГАЗЫЕВ на заседании Общественного совета.
– На сегодня созданы условия в 94 школах города, а это 65,3%. Организован безбарьерный физический доступ, в штат включены специальные педагоги и педагоги-ассистенты, составлены индивидуальные программы для каждого особенного ребенка, – рассказал Касымхан Сенгазыев.
К примеру, в школе-гимназии №65 реконструирован и запущен лифт, а в школе-гимназии №83 продолжается работа Управлением строительства.
Спикер отметил, что в городских садах и школах создана служба психолого-педагогической поддержки, которая позволяет проводить оценку потребностей ребенка в специалистах, в индивидуальной программе.
– На сегодняшний день в двух детских садах и 25 школах при поддержке фондов «Дара», «Болашақ», «Ашық әлем», ZhasUrpаgInc, Фонда Первого Президента «Қамқорлық» и по инициативе самих школ открылись 26 кабинетов поддержки инклюзии для детей с расстройством аутистического спектра. В них работает 117 специальных педагогов (дефектологов, логопедов), 227 педагогов-ассистентов. Следует отметить, что единица педагога-ассистента и специального педагога выделяется по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, – сообщил спикер.
По его словам, детям в кабинетах прививают элементарные социально-бытовые навыки и для каждого составляется индивидуальная программа развития.
– Несомненно, данная работа кабинетов поддержки инклюзии дает положительные результаты. Около 200 детей, прошедших курс обучения, успешно адаптировались к школьной среде. Очень много положительных отзывов от родителей, – сказал Касымхан Сенгазыев.
Ежегодно для сотрудников организаций проводятся курсы по внедрению АВА-терапии по комплексному сопровождению семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, включая детей с аутизмом (РАС).
– Что касается условий в организациях технического и профессионального образования, в этом году 16 колледжей (5 государственных и 11 частных) приняли 97 детей с особенностями в развитии, хотя в прошлом году дети с особыми образовательными потребностями учились только в одном учебном заведении технического и профессионального образования. В данный момент профессию получают 197 детей с особыми образовательными потребностями, – сказал руководитель Управления образования.
В дополнение Касымхан Сенгазыев упомянул, что в городе функционируют два реабилитационных центра, четыре кабинета психолого-педагогической коррекции и Центр для поддержки детей с аутизмом. Тарифы финансирования по общеобразовательным, инклюзивным, коррекционным категориям, а также обучение на дому отличается в зависимости от состояния здоровья учащегося.
– В городе растет количество детей с аутизмом. Если в 2021 году было 1624 ребенка, то на сегодняшний день на учете состоит 2899 детей. У нас в городе действует Центр по поддержке детей с РАС, и в январе 2023 года планируем запустить еще один центр на левом берегу, – сказал Касымхан Сенгазыев.
По его словам, в 2023 году планируется открыть в школах еще десять кабинетов поддержки инклюзии.
– Две специальные школы в городе размещены в приспособленных зданиях, что позволяет создать безбарьерный физический доступ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В школах в условиях инклюзии на сегодняшний день обучается 106 детей с нарушением интеллекта. 135 детей будут обучаться в новом учебном году в первых классах. Поэтому в столице есть необходимость в еще одной специальной коррекционной школе, – рассказал руководитель управления.
Член комиссии Общественного совета по представлению интересов гражданского общества в области социальной политики Ольга ТОДЕРАШ ознакомила участников заседания с заключением по работе.
– Обсудив с нашей комиссией и изучив данный вопрос, хочется отметить, что с каждым годом в столице совершенствуется подход к инклюзивному образованию. Если раньше школы не принимали особенных детей, то на сегодняшний день созданы условия. Есть и ряд проблем: низкая заработная плата педагогов-ассистентов и по линии социальной защиты – детям с инвалидностью не предусмотрен индивидуальный помощник. Для детей с аутизмом предусмотрен, а для детей-инвалидов нет. Вот этот вопрос, конечно, нужно поднимать, – сказала Ольга Тодераш.
Она отметила, что в колледжах разрабатываются адаптированные программы, но они не согласовываются со школьной программой.
– В качестве рекомендации хотели бы озвучить и, как уже говорил Касымхан Сенгазыев, поднять вопрос о новой специальной школе и отдельном здании для ПМПК, потому что они действительно сейчас перегружены. Они должны быть по всему городу и в шаговой доступности. Кроме того, действующим педагогам-ассистентам не хватает медицинского образования. Наверное, при подготовке кадров необходимо учитывать и это. Их остро не хватает, – сказала Ольга Тодераш.
Также Касымхан Сенгазыев рассказал, что Управлением образования подготовлен проект постановления акимата города Астаны «Об установлении цен на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые коммунальными казенными предприятиями в сфере образования».
Руководитель управления поделился и ходом развития системы дополнительного образования в столице.
– На сегодняшний день 11 организаций, 158 филиалов, 10 комьюнити-центров составляют систему дополнительного образования. Кроме того, в школах работают клубы и спортивные секции, – сказал Касымхан Сенгазыев.