НовостиОбразованиеСтоличный маслихат

Школы, доступные для всех детей

Созданы ли в столичных школах условия для инклюзивного образования? Этот вопрос выясняла мониторинговая группа Совета по вопросам семьи, женщин и защите прав детей партии «Nur Otan».

Мониторинговую проверку провели в школе-гимназии № 87 имени Абая Құнанбайұлы и детском саду-начальной школе № 33 имени Нуркена Абдирова. Руководители учебных заведений подробно рассказали о реальном положении дел в инклюзивном образовании.

Стоит отметить, что инклюзивное образование – это обучение, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. В рамках инклюзивного образования не ребенок должен приспосабливаться к процессу обучения, а наоборот – характер и темп обучения подстраиваются под нужды ребенка. Как отмечают специалисты, адаптация детей с особенными потребностями в общеобразовательных школах проходит лучше, чем в специализированных учреждениях, поскольку дети получают помимо образования и социальный опыт. Кроме того, считается, что здоровые дети, обучаясь вместе с детьми с особыми потребностями, развивают в себе толерантность и ответственность, становятся самостоятельнее.

Что касается столичных школ, то в большинстве из них созданы все условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями – оборудованы пандусы, поручни, переоборудованы туалеты, коридоры оснащены тактильными дорожками, в некоторых школах даже есть лифты, специальные социальные объекты, библиотеки. В этих школах организован подвоз детей на инватакси.

– Выяснилось, если в классе появляется ребенок с особыми образовательными потребностями, то школа с Управлением образования оснащает его учебное место необходимой мебелью и оборудованием, обеспечивает учебниками и психолого-педагогическим сопровождением. Кроме того, у каждого такого ребенка должен быть свой помощник – тьютор. Это может быть действующий учитель или нанятый управлением образования специалист, – отметил представитель Совета по вопросам семьи, женщин и защите прав детей Равиль ВАЛЕЕВ.

К слову, ребенку с особыми образовательными потребностями при поступлении в школу необходимо иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии. В нем отражаются рекомендации для построения обучающего процесса в школе. В остальном пакет документов не отличается от того, что предоставляют по другим детям.

– Перечень того, чем должны быть оснащены школы и детские сады, есть в приказе министра образования и науки РК «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций технического и профессионального образования». Это, в частности, тактильные дорожки, в классах – книги и плакаты с рельефно-точечным шрифтом Брайля и специальные фонари для слабовидящих детей, санитарные комнаты и кнопки вызова, – подчеркивают участники мониторинговой группы.

По мнению членов Совета, для развития инклюзивного образования нужна еще и серьезная психологическая, методическая и методологическая подготовка педагогов.

Так, по данным Управления образования, ежегодно более 320 специальных педагогов проходят курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями на базе Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. С 2015 года начались курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию для учителей школ на базе АО НЦПК «Өрлеу». За три года прошли курсы более 3000 человек.

Между тем, проверка школ по созданию условий для инклюзивного образования с участием мониторинговой группы показала, что в этом направлении столичные учебные заведения работу ведут активно. Однако еще остались вопросы по оснащенности и ремонту лифтов в некоторых других школах.

Метки

Похожие статьи

Закрыть