
Памятник жертвам голодомора и политических репрессий установлен в Астане шесть лет назад. Его автор, столичный скульптор Валерий ПИРОЖКОВ рассказал о том, как создавался скульптурный комплекс.
— Валерий Борисович, расскажите об истории создания скульптурного комплекса.
— В 2012 году был объявлен республиканский конкурс по созданию такого памятника. Я решил принять участие, и мою работу выбрали. 30 мая скульптура была установлена, а 31 мая прошло открытие памятника.
— Он получился таким, как был задуман, или вносились изменения?
— Кое-что пришлось изменить. Первоначальный бронзовый мальчик был очень тяжелым, он делался в спешке. Была идея сделать углубления под скульптурами в виде треугольника. Но этот прием был ни к чему не привязан, и от задумки отказались. Еще была идея поставить мальчика на белый постамент, но и от этого в итоге отказались.
— В чем заключается символизм скульптуры, в каком стиле она выполнена?
— Я не шел к какому-то определенному стилю, делал его от души, от сердца и не шел за реализмом. В центре композиции стоит мать, ее образ отражает материнский дух. Она молит Бога о том, чтобы ее маленького сына защитили, спасли. Руки матери, воздетые в мольбе к небу, удлинены, непропорциональны, и за счет этого достигается еще большее эмоциональное воздействие на зрителя.
За скульптурой матери стоят традиционные казахские каменные изваяния — балбалы. Это духи предков со скорбью наблюдают за происходящим.
«Большевистская коллективизация оказалась жестоким экспериментом: она разрушила вековой уклад жизни аула, были подор-ваны тысячелетние устои кочевой цивилизации на нашей земле. Все это привело к страданиям миллионов людей. Голод стал одной из крупнейших гуманитарных катастроф», — сказал Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ на открытии памятника.
И, конечно же, отдельная часть композиции — бронзовый мальчик. Он сделан реалистично, потому что еще живой. Другие скульптуры условны, и даже мать — это всего лишь духовное воплощение скорби. В руке у него я изобразил вожжи. По казахской традиции, когда рождается сын, ему в руки дают вожжи, как продолжателю рода. И вожжи в руке малыша — это и его связь с предками, и надежда на то, что хотя бы он выживет в эти страшные годы, продолжит род. Цвет скульптуры тоже выбран не случайно, он выполнен специальной тонировкой и на фоне всей экспозиции выглядит более светлым.
— Скульптурная группа выглядит очень органично и продуманно…
— Да, хотелось сделать монумент, который бы отразил и скорбь народа, и весь ужас тех страшных лет. Когда на памятник светит солнце, то тень от скульптур отражается на Стене скорби, и оптический эффект создает впечатление, что там отражаются не только эти несколько человек, а огромная толпа теней, призраков погибших от голода людей. Эта трагедия стала болью всего народа.
Монументальный комплекс «1932-1933 жылдардағы ашар-шылық құрбандарына тағзым» установлен на пересечении проспектов Республики и Абая. Он расположен на прямоугольной платформе 21х21 метр. Высота центральной скульптуры женщины-матери составляет 4,4 метра, остальные фигуры высотой от 1,2 до 2,5 метра.
Высота Стены скорби — 5 метров, общая длина — 23 метра. Стена скорби выполнена в форме части юрты — кереге, автор архитектурной концепции Орал АЛИБАЕВ.
Егор СЕРЕГИН