Культура

Слово — врачевателям душ



В столице, как и по всей стране, театральный сезон заканчивается в июне. Для Государственного академического русского драматического театра им. М. Горького этот сезон оказался успешным. Несколько новых премьер, которые зрители приняли на ура, тому подтверждение. В преддверии окончания сезона «Вечерка» предоставила своего рода «свободный микрофон» представителям одного из старейших театров Казахстана. Они порассуждали о профессии и талантах, о проблемах и будущем.

История театра
Государственный академический русский театр драмы имени Максима Горького отметит в 2022 году 123-летие. Он является одним из старейших театров страны и культурной достопримечательностью столицы. Театр имени Максима Горького создан в 1899 году в Акмолинске благодаря меценатам — ценителям драматического искусства и местным купцам. В 1959 году театру было присвоено имя писателя-классика Максима Горького. С начала 2000-х театр активно гастролирует и принимает участие в различных фестивалях Казахстана, России, Беларуси, Китая, Испании, Сербии, Венгрии, Македонии. Несколько раз становился призером Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт». Сегодня в репертуаре театра более 40 спектаклей по произведениям мировой и отечественной драматургии.

Директор Государственного академического русского драматического театра им. М. Горького Ернар ДЖУМАТАЕВ:
— Наш театр — уникальный, и дело не только в его славной истории, сегодня в труппе много профессиональных актеров с большим багажом ролей, которые тепло принимает публика. Недостатка в кадрах нет, к нам, конечно, приходят артисты с желанием работать в труппе, но из 10 мы примем только одного, потому что театр носит звание академического, поэтому артисты должны быть универсальными. Мы должны соответствовать мировому уровню. Есть и среди режиссеров желающие поработать с труппой.

Приоткрою завесу тайны: сейчас в Санкт-Петербурге (РФ) работает наш земляк, пусть его имя пока останется тайной, у нас большие планы на совместную работу. У нас есть замечательный постоянный режиссер, имя которого не нуждается в представлении. Бекпулат Парманов — очень опытный режиссер, который поставил не один спектакль на сцене театра. Что касается планов на будущее, то их громадье. С такой замечательной труппой мы можем позволить себе все: и экспериментальный, и современный, и музыкальный спектакль, мюзикл или драму, то есть артисты у нас универсальные. Планируем ставить и национальную, русскую, и мировую классику, мюзикл. Вообще, я считаю, что в театре все эти направления должны присутствовать, и только тогда театр выйдет на мировой уровень. Бояться нового не надо, можно играть даже без декораций или с оркестром и хором на сцене. Мы к этому стремимся.

Уверен, что театр обязательно должен быть поющим, потому что пение — это своего рода рассказ. Ведь монолог можно спеть по-разному, а это уже задача режиссера. Можно проводить тематические вечера, можно в пятницу устроить вечер романса, а в выходные показать экспериментальный и классический спектакли. То есть театр сегодня — это симбиоз культур, собранных под одним шаныраком. В скором времени театр станет своего рода главным искусством, потому что на сцене будут и хореография, и пение, и балет — и все это на одной сцене. Сейчас время театра, я уверен, главное, не потерять его формат и не бояться новых решений.

Актриса театра, обладатель ордена «Құрмет» Светлана ФОРТУНА:
— Главное в актерской профессии — дисциплина. Нет дисциплины — нет театра. Все здесь подчинено своим законам, все должно быть синхронно, точно, а для этого должна быть концентрация, внутренняя собранность, сила воли, поэтому актер должен быть в первую очередь дисциплинирован как личность. Режиссер ничего не сделает, если актер расхлябанный, даже если он поставит задачи перед актером, а последний не сможет собраться на сцене, то, увы, ничего не получится. Так что внутренний наш устав гласит, что дисциплина должна быть у каждого актера.
У нас сложная профессия, она как раскрывает человека, так и больно бьет под дых, если ты не собран. Сцена в стократ увеличивает все, даже не самые лучшие твои качества, здесь видно, насколько ты умен или глуп, читаешь ли ты или обладаешь внутренней эмпатией к миру. Она все это увеличивает, видно, если ли в ком-то божья искра. Но если ее нет, то ее не достать никаким кремнем, ни выбить, ни зажечь. Внешность, пластика, вокальные данные — это все вторично, и оно наживное, а вот если есть свечение, когда глаза горят, тогда да, тогда ему надо идти на сцену. Ведь сцена — это такая площадка, с которой ты можешь донести какую-то информацию, преобразить мир человека, подлечив внутреннее состояние, потому что актеры — это врачеватели душ.

Конечно, в нашем театре есть нехватка актеров, потому что здесь нет понятия, что незаменимых нет, нельзя заменить некоторых актеров. Если и идет замена, то это уже другой материал, другое течение спектакля. Меняется даже задумка режиссера, потому что это другая психофизика. Меняется Гамлет — меняются все персонажи, потому что все идет от главного героя. Советую смотреть спектакль при двух разных составах. Я не люблю зрителя не думающего, конечно, я понимаю, что мы для того и работаем, чтобы заставить думать человека. Наша задача — заронить семечку в его душу, которая прорастет, может, завтра или через год, а то и через 20 лет. «Работник культуры» звучит гордо. Если бы мы строили наше государство не экономическим, не политическим, а культурным, мне кажется, равновесия и счастья было бы больше у наших граждан.

Заслуженный деятель РК Людмила КРЮЧКОВА:
— Отрадно, что в Казахстане ценят людей, которые занимаются культурой и искусством. В наши профессиональные праздники отмечаются достижения во всех областях культуры и искусства, проходят мероприятия, концерты, мы слышим много добрых слов не только от наших любимых зрителей, но и от руководителей, что тоже очень важно. Потому что если твой труд оценен, значит, ты не зря работаешь. Для меня окончание театрального сезона означает прежде всего отдых. Мы, артисты, как и все люди, ждем отпуска, строим планы на него. Конечно, привыкли к гастролям и сменам площадки, но всегда есть праздник возвращения в своей работе, скучаешь по дыханию зала, энергетическому посылу, которым напитывается артист. К концу отпуска появляется предчувствие, что вот-вот что-то должно начаться, появляется творческий зуд, хочется вернуться на сцену. Что касается таланта, то он не зависит ни от какой школы: если человек одарен и способен, несмотря на шероховатости, притирки, обязательно возникнет партнерство.

Актриса театра Оксана БОЙКО:
— Актриса не может не полюбить свой персонаж, иначе как игрой. Ты начинаешь копаться в ней, выискивая то, что тебе понравится, не спишь ночами, испытывая внутреннее беспокойство, задаешься вопросами: а может быть, она вот так бы поступила, а не так, как ты сыграла? В общем, душевных метаний много. Но на сцене, на премьере ты уже любишь свой персонаж. К вопросу, чего мне не хватает, отвечу так: людям всегда чего-то не хватает, но я в этом плане счастливый человек, потому что у меня есть любимая работа, а это очень важно, поскольку здесь ты проводишь большую часть жизни. Единственное, чего мне хочется, чтобы судьба столкнула с большим числом хороших, интересных режиссеров, которые смогли бы раскрыть то, что я могу показать, открыли бы мне какую-то новую, другую меня, ведь от режиссера зависит многое в нашей профессии. Поэтому я люблю традицию приглашения режиссеров. Конечно, один постоянный режиссер — это хорошо, поскольку он знает актеров, их потенциал, новый же человек — это другом мир, новый взгляд.

Творческим людям нужно постоянно развиваться. Раньше мы ездили на интересные фестивали и наблюдали театральный мир с первого дня и до конца, просматривая все спектакли, и, видя другую игру актеров, обменивались опытом, это очень важно для нас. Это, наверное, единственное, чего мне не хватает сегодня.

Актриса театра Полина ХАРЛАМОВА:
— Для людей поход в театр — это праздник, что же до нас, артистов, то, когда ловишь себя на рутине, нужно остановиться и задуматься, вспомнить, кто ты, для чего ты в театре и что несешь людям. То есть для меня каждый день в театре — это день вопросов, ты в нем проживаешь и находишь или не находишь ответ. Хотелось бы, чтобы у нас чаще менялся репертуарный план, хотелось бы его разнообразить, потому что это важно — пробовать что-то новое. Хотелось бы, чтобы были замечательные интересные режиссеры, которые найдут новую грань таланта, дадут новое видение. В начале своего пути я мечтала стать режиссером, но позже поняла, что еще не доросла до этого, потому что режиссер — это человек, который обладает огромным пластом знаний, у него должен быть какой-то пережитый опыт. В труппе у нас хватает всех персонажей, не хватает возрастных героев, нет мужчин старшего и среднего поколения. Мы все разные, но мы все можем.

Статьи по Теме

Back to top button