История

Сохранение древнего городища

В Астане прошел международный научный круглый стол «Сохранение городища Бозок — памятника средневековых государств в центре Евразийского пространства: концептуальный подход, перспективы развития», посвященный 25-летию археологических раскопок городища Бозок и 25-летию столицы.

Городище Бозок — один из хорошо исследованных памятников городской культуры степной зоны Казахстана. Наличие поселенческих памятников доказывает, что процесс урбанизации эволюционировал не только в южных районах Казахстана, но и в северных регионах.

Сегодня на территории археологического памятника Бозок, который является тысячелетней предшественницей столицы, идет строительство ограждения в архитектурном стиле средневековья.

Глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума заявил, что Казахстан продолжит политику по сохранению своего культурного многообразия и историко-культурного наследия как национального достояния. Его сохранение и воссоздание создает необходимые условия для интеллектуального и духовного развития казахстанского общества, стремящегося достойно представить нашу страну в мировом сообществе.

Богатое наследие

В своей вступительной речи директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок» Сауле БУРБАЕВА отметила важность нашего наследия, сочетая современные технологии с естественными особенностями человеческого восприятия.

— Необходимо решать задачи как воспитательного, так и политического характера. Для подрастающего поколения актуальным является вопрос о своем предназначении, своей миссии. В наше сложное время, когда глобализация, несмотря на свои положительные стороны, несет множество угроз, важно помнить и декларировать свою культурную идентичность, свой культурный код. Президент страны в своем Послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» отметил, что «перед нами стоит особо важная задача — сохранить суверенитет и территориальную целостность страны. Для дальнейшего укрепления государственности нам необходима сплоченность. Другого пути нет», — подчеркнула Сауле Бурбаева.

По ее словам, ярким явлением современности, важнейшим трендом XXI века стал феномен диджитал-номадизма, появившийся в научном дискурсе философов, социологов более 60 лет назад.

— Как известно, цифровой номадизм продолжает набирать обороты, и весьма показательным является пристальный интерес к этому явлению людей всего мира. Нам важно говорить о философии степной номадической цивилизации, популяризировать наследие наших великих предков. На мой взгляд, необходимо последовательное продвижение и популяризация национальной истории. Мы можем это осуществить путем не только популяризации историко-культурного наследия в молодежной среде, применяя нестандартный подход — впитывание исторических знаний с помощью современных интерактивных средств, но и самое главное, учитывая тот факт, что нынешнее поколение — визуалы путем создания инновационного, современного «живого» музейного центра с эффектом погружения в аутентичную среду, — сказала спикер.

Современные исторические исследования, основанные на междисциплинарном подходе, свидетельствуют о богатом наследии в виде средневековых городов с развитой инфраструктурой. К сожалению, ни один из этих городов, в том числе бывшие столицы и крупные административные центры, не уцелел в результате агрессивной колониальной политики. Одним из них является Бозок.

— Бозоку, как проекту по возрождению истории государственности, дан старт в 2004 году, с начала крупномасштабной государственной программы «Мәдени мұра», в 2018 году создан музей-заповедник. Бозок является единственным, полностью исследованным памятником урбанистической культуры в степной зоне Казахстана, — рассказала директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок».

Руководителем археологических работ являлся знаменитый археолог Кемаль Акишев. В дальнейшем его изыскания продолжил коллектив Научно-исследовательского института имени Кемаля Акишева. На данном этапе началось строительство основных объектов перспективного для республики и для столицы особенно историко-культурно-рекреационного центра.

— На сегодняшний день перед нами стоят следующие задачи: консервация средневекового городища Бозок, строительство ограждения в архитектурном стиле средневековья с двумя входными порталами и подведением инженерных коммуникаций, визит-центра, реконструкция объектов городища Бозок — святилища, каганской ставки, смотровой башни. Процесс реализации охватывает принципиально новый аспект музеефикации, разработанный на основании новейших электронных технологий, который предлагает реконструкцию полностью или частично утраченных архитектурных памятников путем построе-
ния на базе исторических документов и иконографии их трехмерных моделей, которые становятся самостоятельными объектами музейного показа, — пояснила Сауле Бурбаева.

Как отметила спикер, такие предметно-материальные исторические реконструкции существенно украшают как с художественно-эстетической, так и с культурно-исторической стороны музейную экспозицию, которая станет достаточно наглядной и массово доступной для всех посетителей. Более того, разработка данного направления музейной реконструкции будет носить научно-практический и познавательный характер. Тем самым научные исследования будут переведены в практическую область, что является крайне актуальным для нашей страны. Это также способствует развитию туристического кластера в пределах столицы и области.

Традиционная обрядность

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Бозок» активно ведет не только исследования в области нематериального культурного наследия, но также проводит в формате музейных этнографических праздников репрезентацию обрядов жизненного цикла и календарных обрядов коневодческой культуры.

— В 2020 году, несмотря на пандемию, с учетом всех мер предосторожности на территории археологического памятника — раннесредневекового городища Бозок коллектив музея-заповедника организовал два этнографических праздника: обряд перехода первого выезда мальчика на коне ашамайға (атқа) мінгізу и кумысный праздник из цикла осенней календарной обрядности сірге мөлдіретер, — рассказала ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Бозоқ», кандидат исторических наук Зубайда СУРАГАНОВА.

Согласно традиции, мальчика усаживал на коня очень уважаемый мужчина. В рамках музейного мероприятия на эту роль согласился известный казахстанский ученый-археолог Зайнолла САМАШЕВ. После торжественного проезда юного наездника по кругу в сопровождении взрослого всадника другой почетный гость праздника — известный ученый-этнограф Жамбыл АРТЫКБАЕВ произнес бата — напутствие наезднику и его родителям. В празднике приняли участие члены конного клуба At-travel, которые приехали на своих конях и придали празднику зрелищность и аутентичность. Участие артистов художественной самодеятельности из Целиноградского района украсило мероприятие исполнением фольклорных произведений.

— Обряд ашамайға (атқа) мінгізу — первый инициатический обряд, символизировавший переход ребенка вне зависимости от половой принадлежности из возрастной группы детей в группу наездников. Как утверждали исторические источники, и мужчины, и женщины как у средневековых тюрков, так и у казахов одинаково блестяще владели навыком управления конем и слыли отличными наездниками, — подчеркнула Зубайда Сураганова.

Согласно источникам, ребенка сажали на коня и учили им управлять с 3-4 лет. Воспитание наездника имело огромное значение в обрядово-ритуальных практиках всадничества. Оно отличалось гендерным различием. Если девочек обучали навыкам управления и обращения с конем с практической целью, то мальчик должен был не только научиться управлять конем, но и овладеть морально-этическим кодексом всадника, воинским искусством. Становление всадника — это долгий и тернистый путь восхождения воина и героя. Оно растянуто по времени на несколько лет. Каждый этап фиксировался обрядом.

— Обряд первого выезда на коне символизировал для мальчика и его родителей очень важный шаг — его впервые в присутствии всех родичей сажали на подаренного, а согласно эпосу, предназначенного ему коня. С этого времени мальчик приобщался к сообществу взрослых, получал первое наставление и благопожелания старших быть достойным всадником. Как следует из исторических источников ХIХ века, этот ритуал играл важную роль в инициации мальчика, — сказала спикер.

У казахов кумысная традиция присутствует в весенней и осенней календарной обрядности. Наряду с весенними кумысными праздниками (Бие байлау, Айғыр қосу, Қымызмұрындық) у казахов остается традиционным осенний праздник Сірге жияр қымызы, или Сірге мөлдіретер. Финальная дойка кобыл, отпуск лошадей с жеребятами в степь, изготовление последнего в году кумыса и угощение им родных и близких как бы подводят черту и символизируют завершение кумысного цикла в коневодческих обрядах.
— В августе 2020 года близ памятника «Бозок», на берегу озера Бузыкты, сотрудники Государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок» организовали этнографический праздник Сірге мөлдіретер. Несмотря на ограничение на посещение, коллектив музея посредством размещения текстового контента в сопровождении фотографий на своем сайте, странице на Facebook в Интернете рассказал в популярном изложении о содержании проведенных мероприятий, — сообщила Зубайда Сураганова.

Главную роль в осеннем празднике Сірге жияр, как показали полевые исследования 2021 года, отводили, по одной версии, пожилым женщинам, по другой — девочкам. Значимым в празднике остается также представление о том, что последней должна испить кумыс или старуха, или девочка. Устойчивость этой практики объясняют как ырым (гомеопатическая магия) с благопожелательной перспективой, направленной на увеличение поголовья животных, а именно дойного поголовья. Эти сведения участники программы получили в аулах Улытауского и Жанааркинского районов Карагандинской области, Баянаульского района Павлодарской области, в Абайском районе Восточно-Казахстанской области, а также в Алгинском районе Актюбинской области.

— Возрождение основ традиционной обрядности, их репрезентация в формате массового зрелищного этнографического праздника даст возможность казахстанцам и зарубежным туристам погрузиться в сакральный мир степной культуры, ознакомиться с его самобытностью, основанной на уважении к природе и ее почитании, — сказала Зубайда Сураганова.

Историко-культурное наследие является бесценным и невосполнимым достоянием не только каждого народа мира, но и всего человечества. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения объединяет проблему сохранения наследия всех народов мира.

Статьи по Теме

Back to top button