КультураНовости

Спрос на духовную матрицу

Заслуженный деятель Казахстана, кавалер ордена «Курмет», заместитель главного дирижера театра «Астана Опера» Абзал МУХИТДИН в завершении театрального сезона поделился профессиональными секретами, рассказал о том, что так, дирижер — это проводник в другое пространственно-временное измерение, называемое музыкой.

— Абзал Мирасбекович, в вашем обширном дирижерском репертуаре свыше 250 произведений популярной вокально-симфонической, симфонической и камерной музыки, более 40 оперных и балетных спектаклей. Как вы считаете, каким образом изменилась со временем роль руководителя симфонического оркестра?

— Чтобы иметь представление о том, каким образом изменилась роль дирижера со времени рождения этой профессии и до наших дней, прежде всего необходимо определиться с базовой терминологией, понять, кого представляет собой дирижер в принципе, и функции, выполняемые им как во время подготовительного репетиционного периода, так и в процессе музыкального исполнительства с участием аудитории. Начнем с того, что дирижирование условно делится на три этапа своего развития. Первый — ударно-капельмейстерский, когда палкой, которая называется батута, отбивали такт, чтобы большая масса людей могла что-то изображать, петь, следить за ритмом. Заметьте, когда играет скрипач, он отбивает себе такт ногой. И прадед дирижера в нынешнем виде — это человек с батутой.

Второй этап берет начало с развития хейрономии, когда жесты рук начали классифицировать и музыканты понимали их значение. И последний этап, в котором мы сейчас находимся, — это информационно-психологический способ дирижирования. Когда деятельность дирижера можно сравнить с работой человеческого мозга, который для изображения, к примеру, улыбки дает команду одним мышцам сократиться, а другим — расслабиться. Главная задача дирижера — послать импульс к действию. Еще один важный момент, на который следует обратить внимание, — это аналитические и регулирующие функции дирижера. Причем единовременно дирижер находится в двух, даже трех измерениях. Во-первых, он наперед формирует звучание, представление о звуке, его громкости, темпе. Таково первое измерение, дирижер находится в будущем. Второе измерение — настоящее время, когда дирижер корректирует звучание. Третье — присутствие и в будущем, и в настоящем, важно успеть анализировать то, что прозвучало уже в прошлом и где, возможно, произойдет ошибка. Например, если пассаж у скрипок в начале не получился, то понятно, что они придут не вовремя к концу пассажа, и нужно корректировать вступление других инструментов. Дирижер решает сложнейшие задачи, поэтому дирижирование относят к профессиям высшего порядка. Он как главнокомандующий, опираясь на партитуру, план действий, реализует стратегию композитора.
Профессия дирижера за несколько столетий эволюционировала, как и сама музыка, становясь все более сложной, способной передать тончайшие эмоции. И если в самом начале зарождения этой профессии от руководителя требовалось обеспечить элементарный ансамбль инструментов, поющих, то сегодня мы наблюдаем бесконечный обмен эмоциональной, психологической, технической информацией между дирижером, коллективом и слушателями, происходящий на невербальном уровне. Итак, дирижер — это проводник, своими действиями создающий портал, через который проходят слушатели в другое пространственно-временное измерение, называемое музыкой.

— Возможно ли представить, что с развитием информационных технологий в будущем оркестры будут выступать самостоятельно, без дирижера?

— Был опыт в начале XX века создать оркестр без дирижера, он назывался персимфанс, первый симфонический ансамбль без дирижера. Затея потерпела фиаско. Сто человек оркестра чувствуют и играют каждый по-своему. Когда за пультом стоит дирижер, он приводит все к общему знаменателю, то есть собирает воедино мнения, чувства, предположения своих коллег.

Самое важное отличие дирижерской профессии от любой другой музыкальной заключается в способе контакта со звуком. Чтобы его воспроизвести на рояле, нужно нажать на клавишу, на скрипке ты чувствуешь струну, касаешься ее смычком, ощущаешь рождение звука. Вокалист чувствует, как идет дыхание, вибрируют связки. А дирижер музицирует, не имея контакта со звуком, а лишь давая импульс музыкантам.

— Каким вы представляете оркестр будущего?

— Для меня оркестр будущего — это сообщество духовных единомышленников, живой здоровый организм, который не может не генерировать энергию под названием любовь.

— Как вы считаете, набирая музыкантов в творческий коллектив, стоит ли обращать внимание на человеческие качества или важен только профессионализм оркестрантов?

— Только на человеческие качества и стоит обращать внимание при формировании любого коллектива, задачей которого является работа с человеческими эмоциями, переживаниями и чувствами. Голая бездумная виртуозность и самовлюбленный эгоизм музыканта ничего ценного оркестру никогда не дадут, напротив, будут сильно мешать его развитию. Беспредельная любовь к музыке и людям, самопожертвование ради общего дела — вот те качества рядового музыканта, создающие творческий успех музыкального коллектива.
— Согласны ли вы с высказыванием, что многим музыкантам сегодня приходится творить на заказ?

— Заказы бывают разные, и каждый творческий человек волен взять на себя столько ответственности перед своей совестью и слушателями, сколько сможет унести.

— Не вредит ли коммерциализация развитию искусства?

— Вопрос о коммерциализации в искусстве не новый и очень непростой. Вообще, спрос формирует предложение. Любое проявление искусства всегда имело, имеет и будет иметь свою коммерческую составляющую, как и любой другой продукт. Другое дело, как создается и работает шкала ценности. Когда мы сегодня наблюдаем за развитием пандемии, заметно, как меняются значения определенных медицинских препаратов, ведь порой на кону стоит жизнь человека. Аналогично этому, если общество сможет увидеть порог духовного обнищания человеческой цивилизации, думаю, спрос на спасительную чистую духовную матрицу в виде высокого искусства в значительной степени возрастет.

— Почему не все люди восприимчивы к классической музыке? Сопоставима ли культурная ценность лучших композиций представителей западной рок- и поп-музыки с произведениями великих композиторов-классиков прошлого?

— Классическая музыка, как и любая другая, имеет волновую природу, поэтому к ней восприимчивы даже растения. Думаю, здесь дело в боязни выглядеть глупо перед окружающими и, как следствие этого, эмоциональный зажим. Классическое высокое искусство шокирует, потому что заставляет думать. Если вы не привыкли этим заниматься, то первый эмоциональный контакт вызовет напряжение. Однако с каждым последующим разом такой контакт будет приносить все больше и больше радости, результатом которого станет ментальное наслаждение. Это то состояние, когда вы общаетесь с Создателем. Что же касается культурной ценности рок- и поп-музыки, которую я не выпускаю из поля зрения, предлагаю оценить также как и музыку, например, Баха, лет через 100.

— Достаточно ли большое внимание сегодня уделяется популяризации национальной оперной классики? Что для вас стало самым большим открытием при проведении исследовательской работы над оперой «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского?

— Работа над национальной оперой показала, что мы ходим по настоящим алмазным самородкам и золотым слиткам, совершенно не замечая этого. Богатство мелодического языка народной песни, простые прозрачные и лаконичные, как и сама жизнь кочевника, гармонические созвучия, удивительные, часто несимметричные ритмические структуры, рожденные как лингвистическими особенностями, так и точным переносом в музыку поступи коня, верного спутника степняка, — все это щедрый материал для новых оперных шедевров. Нынешняя непростая ситуация возможно даст свой импульс для этого.

— Какие рекомендации вы можете дать начинающим меломанам по поводу того, как научиться лучше воспринимать классическую музыку, масштабные оперные и симфонические произведения знаменитых казахстанских и зарубежных композиторов?

— Рекомендации очень простые. Если хочешь научиться плавать, прыгай в воду. Начните слушать и слышать музыку. А мы, музыканты, постараемся помочь в этом.

 

Метки
Показать больше

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть