Горожане

Станция любви



Стук колес, дорожная романтика — для кого-то это обыденные слова, а для нашей героини — дело всей жизни. Преданность железной дороге и семейной династии, основанной в довоенные годы дедушкой, продолжается в детях и внуках. Их общий трудовой стаж насчитывает более 450 лет.

Знакомьтесь, Рахима ТАЙТУЛЕЕВА — начальник планово-экономического отдела станции Астана филиала Акмолинского отделения грузовых перевозок ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки».

— Рахима, расскажите о вашей уникальной династии.
— Я родилась в городе Аягозе Восточно-Казахстанской области, там есть одноименная станция. Мой отец работал железнодорожником. Вообще, все началось с деда и отца, далее по этой стезе пошли брат, сестры. Отец отучился в железнодорожной школе, работал приемосдатчиком груза и багажа. Брат окончил институт в Ташкенте, в 1982 году перевез нас в Целиноград. И мы, считайте, уже больше 40 лет живем здесь. У нас в семье 10 детей, я самая младшая. Старший брат тоже в свое время трудился на Целиноградской железной дороге. Сестры, к слову, кто с музыкальным, кто с педагогическим образованием, позже пришли работать в эту сферу.

Я окончила 10 классов в Целинограде. А потом хотела поступать на истфак в педагогический институт. Меня манила история. Но не смогла поступить в тот год, и надо было куда-то идти работать, зарабатывать на хлеб. Папа мне и говорит: «Хорошо, я тебя устрою на железную дорогу» и приводит меня, 18-летнюю девушку, на эту станцию. Первая мысль была: я здесь не останусь, отработаю один год и уйду. На следующий год поступила в институт на заочное отделение экономического факультета. И вот с тех пор, с 1991 года, работаю в системе КТЖ .

У меня все родственники — железнодорожники. Если в целом посчитать, то стаж нашей династии выходит более 450 лет. Сейчас сестры мои и брат — на пенсии, я осталась за старшую. Здесь, на железной дороге, и любовь свою встретила, вышла замуж, родила детей — двух девочек. Станция — это мой второй дом.

— Какие должности занимали ваши родные?

— Отец был рабочим по приему и сдаче груза и багажа. Брат больше на руководящих постах. Одна из сестер заведовала в депо — была начальником поезда, сейчас на пенсии. Еще одна сестра была билетным кассиром в Экибастузе, были медики и машинисты. Старшая сестра сейчас трудится на локомотивном заводе станции 40-й в Индустриальном парке.

— Чем непосредственно занимаетесь вы?

— Наша работа заключается в организации, планировании, формировании бюджета для осуществления производственной деятельности станции: фонд заработной платы, материалы, предоставляемые услуги.
Формируем, планируем, заключаем договоры, ведем финансово-экономическую деятельность.

— Сложно женщинам работать на железной дороге?

— Вы знаете, на железной дороге очень много профессий — и мужских, и женских. Есть такие, которые требуют занятости в офисе, например, обеспечение организации работы. В целом работа интересная. Я думаю, что нет сложной работы, если ты ее полюбишь.

Железная дорога — это семья, это государство в государстве со своей социальной сферой.

— И сколько вы уже трудитесь в этой сфере?

— Я пришла 18-летней девушкой, а буквально на днях мне исполнилось 50 лет. Получается, 32 года я посвятила железной дороге. Многие удивляются, когда узнают, что я столько лет тружусь на одном месте.
Конечно, приглашали в другие места, но здесь работа привлекает своей живой атмосферой, дружным коллективом, влюбленным в свое дело. Я запомнила фразу, которую отец мне сказал, когда привел сюда в первый рабочий день: «Если ты будешь держаться за железную дорогу, то без куска хлеба не останешься». Чем привлекает наша компания?! Стабильностью, социальными гарантиями, социальный пакет хороший, перспектива. Но во главе угла стоит продолжение семейной династии.

— А у вас есть семейные реликвии, вещи, которые передаются из поколения в поколение и являются талисманом?

— Конечно, у нас есть железнодорожная фуражка 1950-х годов. Отец говорил, что ее нужно хранить и беречь. Сейчас она в доме сестры. Также есть свисток и китель со множеством советских значков.

— Есть мнение, что на железной дороге работают только проводники, машинисты и сигнальщики…

— Когда меня раньше просили достать билеты, я отвечала, что не работаю кассиром. А некоторые говорили, что я надеваю желтый жилет, а значит, путепроходчик и хожу вдоль вагонов и по колесам стучу.

В системе КТЖ, так же как и в других сферах, есть бухгалтерия, экономический и технический отделы, много других хозяйств: локомотивное, вагонное, путевое депо, грузовое, связисты, сигнальщики. А наша миссия — все объединять, координировать, организовать бесперебойное движение и пропуск поездов. К слову, нашей станции в следующем году исполнится 95 лет.

— Какая она сегодня, современная железная дорога?

— У каждого времени свои требования. Например, если бы мы сохранили прежний менеджмент, который действовал раньше, конечно, это неприемлемо. Экономика меняется, границы открыты. Мы стараемся не отставать от требований рынка. Идет демонополизация, большая конкуренция среди авто-, морских транспортников, между авиаперевозками и железной дорогой. То есть железная дорога все время конкурирует со всеми видами перевозок, поэтому мы должны развиваться.

— Железная дорога остается конкурентоспособной?

— В этом плане как раз ведется постоянная работа. Наша компания перенимает опыт передовых железнодорожных стран, географически схожих с нами, например, у канадской железной дороги. Было время, когда наши специалисты ездили туда. Нельзя стоять на месте, а нужно развиваться, чтобы не выпасть из рынка услуг, чтобы не только доставлять от точки А до точки Б, а от двери до двери, к примеру.
очень много логистических компаний в железной дороге. Все направлено на улучшение.

По-прежнему железная дорога — это одна из главных артерий экономики страны. Сравнивать нецелесообразно, потому что у каждого времени свои требования. И наша компания делает все, чтобы не отстать, быть в числе передовых грузо- и пассажироперевозчиков.

— Какими качествами должны обладать железнодорожники?

— Стальными нервами. Даже простой рабочий всегда находится в зоне повышенной опасности. Поэтому здесь нужно быть ответственным и любить свое дело.

Когда новички приходят на железную дорогу, они должны четко понимать: это живой механизм с повышенной зоной опасности, где от работы каждого зависит деятельность всего предприятия. В эту отрасль нужно идти осознанно.

Фото Василия Крась

Статьи по Теме

Back to top button