НовостиОбщество

Статус маслихатов нужно повышать

В январе 2001 года был принят Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК». Именно он стал основополагающим в работе маслихатов на всех уровнях. С тех пор прошло 18 лет. По мнению депутата столичного маслихата, председателя комиссии по вопросам законности, правопорядка и работе с общественностью Кайырлы ТАУКЕНА, за этот период многое изменилось, появились новые потребности в обществе.

Не так давно Кайырлы Таукена назначили на должность руководителя депутатской фракции партии Nur Otan в маслихате Нур-Султана. Он внес ряд конкретных предложений в работу местного представительного органа.

– Кайырлы Кенесбекович, у вас большой опыт работы как по линии общественной деятельности, так и партийной. В маслихате вы отвечаете за ответственный блок вопросов в сфере законности и правопорядка. Расскажите, решение каких первоочередных задач сейчас в приоритете.

– Считаю, что необходимо усилить контроль и ответственность должностных лиц за соблюдение норм Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». Стоит обратить внимание на повышение исполнительской дисциплины, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений и постановлений постоянных комиссий маслихатов. Отдельным проблемным вопросом стоит то, как уполномоченные органы отвечают на запросы депутатов маслихатов. В связи с этим предлагаю принять в законе нормы, предусматривающие компетенцию маслихата. В частности, на мой взгляд, нужно внести изменения и дополнения в нормативную правовую базу.

– О каких изменениях и дополнениях идет речь?

– В последнее время в местном исполнительном органе наблюдается большая текучесть кадров. Это влияет не только на работу акимата, но и на последовательность исполнения краткосрочных планов и задач каждого конкретного управления. Не исполняются должным образом принятые решения исполнительных органов. В итоге это сказывается на развитии города, что приводит к недовольству горожан местной властью и обострению социальной напряженности в обществе. Думаю, настало время, когда нужно и назначение, и освобождение от должности руководителей исполнительных органов согласовывать с маслихатом. Если сегодня принятие на должность акимов города и районов происходит при единогласном решении депутатов маслихата, то руководителей управлений и департаментов акимата принимают на работу без нашего участия. Именно поэтому есть затянувшиеся проблемы города, которые приходится каждый раз решать с новым руководителем.

Кроме того, считаю необходимым дополнить подпункт 6 статьи 6 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», включив в него такую норму, как «Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителей и должностных лиц исполнительных органов за невыполнение решений маслихата, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение постановлений постоянных комиссий маслихатов, некачественное и несвое­временное предоставление ответов на запросы депутатов маслихатов, непосещение более трех раз сессий, заседаний маслихатов». Эти меры должны повысить статус местного исполнительного органа, а также улучшить взаимодействие с исполнительной властью.

– Как сегодня происходит процесс взаимодействия маслихата с представителями государственных органов? Планируете ли вы инициативы в этом направлении?

– Ранее я уже упоминал о том, что один из способов работы маслихата с местными исполнительными органами – своевременное и качественное рассмотрение депутатских запросов. Однако в этом плане существуют системные недоработки. На практике как получается: депутат пишет зап­рос одному из руководителей управлений акимата, который переадресовывает его своему заместителю, тот спускает письмо специалисту, который, как правило, готовит письмо формально, не изучив ситуацию и проблему на месте. Затем ответ на запрос депутата за подписью руководителя доставляется до адресата. Между тем депутаты маслихата являются связующим звеном между государственными органами и населением и должны давать развернутые ответы своим избирателям.

Учитывая важность этого способа взаимодействия, на мой взгляд, необходимо установить более детализированный порядок рассмотрения депутатских обращений либо запросов. В связи с этим предлагаем установить в законе требование, где должно быть указано, что подписывать ответы на депутатские обращения, запросы должны те должностные лица, к кому они непосредственно обращены.

В пункте 3 статьи 5 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» установлено, что число депутатов маслихата определяется Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан в следующих пределах: в областном маслихате и маслихатах городов республиканского значения и столицы – до 50 человек, в городском маслихате – до 30, в районном маслихате – до 25.

– Какие еще, на ваш взгляд, изменения нужно внести в работу местного представительного органа?

– С целью увеличения лимита штатной численности государственных служащих аппаратов маслихатов предлагаем внести изменение, где соотношение «один работник к пяти депутатам, но не менее пяти» на соотношение «один работник к трем депутатам, но не менее трех».

В настоящее время количество депутатов маслихата города Нур-Султана составляет всего 25 человек, которое остается неизменным с момента их первого созыва. Это еще со времен правил, утвержденных Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан от 1999 года, когда количественный состав депутатов – 25 человек – определен на численность населения 318129 согласно переписи 1999 года. Между тем численность населения столицы на сегодня составляет более одного миллиона человек, то есть увеличилась более чем в три раза от указанного норматива.

Считаю, что пора изменить правила, определив количественный состав депутатов маслихата города Нур-Султана в количестве 35-37 человек.

В случае изменений этих правил, согласно которым количественный состав депутатов маслихатов столицы может быть увеличен, полагаю, что нет необходимости создавать еще и районные маслихаты в Нур-Султане.

– Предложенные вами инициативы повлияют на усиление роли маслихатов на всех уровнях?

– Однозначно. При этом нужно проработать вопрос по принятию комплекса мер в целях обеспечения маслихатов необходимыми кадровыми, организационными и финансовыми ресурсами, а также рассмотреть вопрос увеличения количества сотрудников аппарата маслихата. Требуется также усилить роль секретаря маслихата и ответственных работников аппарата маслихата.

Секретарь маслихата наравне с акимом региона занимает ключевую позицию в системе государственного управления и самоуправления, обеспечивает взаимосвязь всех ветвей власти с гражданским обществом, несет персональную ответственность за деятельность маслихата и депутатского корпуса, за принятие и реализацию нормативных правовых актов, влияющих на социально-экономическую и политическую ситуацию в регионе.

В связи с тем, что депутаты маслихата свою деятельность совмещают со своей производственной работой и на бесплатной основе усиление роли и ответственности работников аппарата маслихата, подбор в аппарат высококвалифицированных кадров крайне необходим.

Метки

Похожие статьи

Закрыть