НовостиОбщество

Степное право: интересные факты

В преддверии Дня Конституции Казахстана «Вечерка» решила совершить исторический экскурс и узнать о тонкостях степной юриспруденции. Поскольку описание казахского права, основанного на вековых обычаях предков, невозможно уместить в один газетный материал, мы постарались отыскать наиболее интересные факты.

Красной нитью через Степной кодекс казахов проходил устный обычай народа – адат. Это был универсальный, проверенный веками и наветами предков свод правил. На него опирались в своих решениях бии. Свод обычаев хоть и был незримым в материальном смысле, но вмещал в себя множество юридических моментов и нюансов. А потому судьи, безукоризненно знавшие адат, как правило, были людьми незаурядного ума и способностей.

Любопытным аспектом степной юриспруденции можно назвать прецедентную практику, когда решения в тяжбах бии принимали с отсылкой на своих авторитетных предшественников. Ученый-историк, ведущий научный сотрудник Института истории Еркеш НУРПЕИСОВ рассказывает, что она схожа с судебно-правовой системой англо-саксонских стран.

– Суды биев применяли так называемое прецедентное право. Что это означало? Внимательно выслушав обе стороны, бии говорили: а вот по этому случаю когда-то было принято такое решение, – отмечает он.

Особенно часто ссылались на авторитет ярких личностей, ставших легендами степного права, – Толе би, Айтеке би и Казыбек би. Кстати, судьи в степи не только мастерски решали спорные вопросы и крупные конфликты, но и участвовали в государственных делах. Известно, что Казыбек би входил в состав первой посольской миссии, направленной к джунгарскому правителю для установления мира. В драматические для казахов годы бедствий «Ақтабан шұбырынды» Толе би призвал народ освоить земледелие, не оставляя скотоводства, и не покидать насиженные места в поисках лучшей участи. А в свое время один из главных авторов «Жеті жарғы» Айтеке би вместе с Тауке ханом защищал Сайрам от нападения врагов.

«Значение бия основано на авторитете, и это звание есть как бы патент на судебную практику. До реформы 1854 года бии рассматривали как уголовные, так и гражданские дела. Это были вопросы, связанные с распределением маршрутов кочевания и водопоя, проблемы барымты (угон скота. – Ред.), куна, которые решались словом, и чаще всего решение биев устраивало обе стороны. Казахские бии выступали в роли наставников, мудрецов, к мнениям которых прислушивались и неукоснительно выполняли», – отмечал в одной из своих работ выдающийся ученый, этнограф и писатель Шокан ВАЛИХАНОВ.

К слову, не всегда судебные споры решались в пользу имущих.

– У казахов есть пословица: «Тура биде туған жоқ», что можно перевести как «у честного судьи нет родственников». Это означало неподкупность биев. Они могли быть избраны из категории «қара сүйек» – «черная кость», то есть из прос­того народа. Для управленцев – ханов, султанов – происхождение и родословная играли роль, а на батыров и биев это правило не распространялось, – говорит Еркеш Нурпеисов.

Причиной тяжб нередко становились пастбища. Оно и понятно, учитывая, что в те далекие времена разведение скота было главным видом хозяйствования и основой благополучия. Земли для выпаса скота закреплялись за каждым родом, но бывало, что те разрастались, и увеличившемуся роду требовалось больше угодий.

Свой отпечаток на исполнение решения наложил и общинный уклад жизни.

– Если человек, который должен был уплатить имущественный ущерб, отказывался, его ответственность возлагалась на общину, – отмечает ведущий научный сотрудник Института истории. – В Степи очень высоко ценили честь и достоинство, личные права и свободы.

Этим летом ученые нашли в библиотеке имени Н. Лобачевского Казанского государственного университета оригинал «Кодекса для простых казахов» Абая. Документ был принят на съезде в местности Карамола в 1885 году, где председателем избрали Абая. В течение трех дней мыслитель собственноручно написал свод законов, в которых предложил ряд нововведений, облегчающих людям жизнь.

Фото из открытых источников

Метки

Похожие статьи

Закрыть