НовостиОбщество

Стреножь «коня» — садись в автобус

В ходе прошедшего недавно Global Challenges Summit аким города Асет ИСЕКЕШЕВ отметил, что за последние 20 лет количество авто в столице увеличилось в 10 раз. Это просто статистика, которую он счел показательной в плане развития Астаны, а отнюдь не качественная оценка «хорошо-плохо». Ведь всем понятно, и городским властям в первую очередь, что «табун стальных коней» не может и не должен плодиться бесконечно. Город просто задохнется и превратится в «авгиевы конюшни». Как этого избежать? Рецепт известен давно — сделать предпочтительным общественный транспорт.

Раз «пробка», два «пробка»…

Говоря языком бесстрастных цифр, в Астане на 1035916 человек, по данным столичного акимата, приходится 350000 автомобилей, а вместе с приезжающими — все полмиллиона. В целом, по оценке специалистов, темпы автомобилизации населения в два раза превышают годовой прирост населения.
Оно и понятно. Еще незабвенные Ильф и Петров утверждали, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. В условиях столицы это утверждение справедливо вдвойне и втройне: живешь в одной части города, работаешь во второй, а детей водишь в школу-садик вообще в третью.

А потому транспортная система столицы, состоящая из 952 улиц, общая протяженность которых превышает 950 км, испытывает ежедневно огромную нагрузку.

Результат виден невооруженным глазом: привычная автомобильная пробка на пр. Тауелсиздик утром и вечером. Примерно такая же картина в это же время суток на улицах Кунаева, Валиханова, Иманова, проспектах Абылай хана, Республики и Абая.

И как только не пытались с этим бороться. Помнится, хотели даже изменить рабочий график астанчан, чтобы одномоментно в 8-9 часов весь город не выезжал на работу, учебу и сады, создавая заторы на дорогах.

Затея не удалась.

Теперь активно реализуется Стратегия развития транспортной системы г. Астаны на 2016-2020 годы. В целом ее задачи сводятся к тому, чтобы ограничить использование личного автотранспорта в городе с одновременным повышением приоритета общественного транспорта, строительством новых дорог и развязок, расширением и ремонтом имеющихся улиц. Стратегия — в разгаре реализации, и подводить некие ее итоги преждевременно.
Но мы надеемся.

Кто и сколько раз нас возит

Пока что главным средством общественных перевозок остаются автобусы. На территории города, по данным акимата, работают 9 компаний, оказывающих услуги общественного транспорта населению, из них 1 коммунальная и 8 частных. Они обслуживают 85 маршрутов.
Автопарки насчитывают 1025 автобусов, ежедневно на линии выходят 829 единиц.
Протяженность городской маршрутной сети составляет 3811 км.

— По данным электронной системы оплаты проезда, пассажиропоток (количество проданных отрывных билетов + количество валидаций. — Авт.) составляет более 560 тыс. поездок ежедневно. При этом пассажиропоток за период с 1 апреля по 30 апреля составляет 14,9 млн поездок. Необходимо отметить, что более 35% пассажиров предпочитают использование транспортной карты для оплаты проезда — это порядка 180 тыс. уникальных пользователей транспортной карты ежедневно, в том числе 63 тыс. граждан льготной категории, — сообщил председатель правления ТОО «Астана LRT» Бекмырза ИГЕНБЕРДИНОВ.
Также осуществляют деятельность 14 специализированных таксомоторных компаний с общим количеством подвижного состава 560 единиц.

В салонах — только треть горожан

Однако, как показал анализ, проведенный столичным акиматом, только 33% населения Астаны пользуется общественным транспортом. Это, как правило, школьники, студенты, пенсионеры и лишь некоторая часть взрослого населения.

С момента запуска электронной оплаты было выдано более 87 тысяч именных льготных транспортных карт пенсионерам, ветеранам, инвалидам, детям-инвалидам, многодетным матерям и многодетным семьям, а также 122,8 тысячи карт получили школьники. Они и есть основные пассажиры.
Хотя, конечно, не все так однозначно.

— Я лично пользуюсь общественным транспортом, а ведь и права у меня есть, и машина. Но страшно сесть за руль… Здесь же можно безопасно доехать туда, куда требуется. Плюс не надо искать место для парковки. Единственное, когда тороплюсь или на улице холодно, пользуюсь услугами такси, что, конечно, бьет по карману. Да, есть теплые остановки, но их еще маловато, — поделилась опытом жительница города Луиза ОМАР.

Однако кондуктор автопарка №1 Астаны Нурсауле БЕКЕНОВА, исходя из личных наблюдений, утверждает, что выбор между автобусами и личным авто/такси среди горожан составляет 50 на 50%.
В целом только треть горожан доезжают до нужного места на автобусах. Что, согласитесь, не впечатляет, коль уж мы говорим о повышении популярности общественного транспорта.

Почему мы не любим автобусы?

Что же снижает популярность общественного транспорта, в нашем случае автобусов?
Во-первых, маршруты не всегда продуманы, из-за чего приходится порой ехать с двумя, а то и тремя пересадками.
Во-вторых, переполненность в часы пик, то есть именно тогда, когда мы едем на работу или возвращаемся домой. Хотя нередко и в обычные часы автобусы набиты, как банка с килькой.
В-третьих, необходимость длительного ожидания, которое кажется бесконечным, когда интервал нарушается. И вселенским в холодное время года, а ведь у нас зима долгая, осень ранняя, а весна поздняя.
Нередки и другие нарекания — на грубость кондукторов, небрежность водителей и т.д.
В прошлом году, по данным Бекмырзы Игенбердинова, астанчане пожаловались на нарушения в сфере пассажирских перевозок 14327 раз!
Это когда, что называется, достало. А сколько людей проглотили обиду молча?

Транспортники активизировались

Для решения проблем, по словам председателя правления ТОО «Астана LRT», закупаются автобусы нового поколения.

Так, в рамках реализации проекта CityBus-1 было закуплено 358 современных комфортабельных автобусов на газовом оборудовании марки Iveco на сумму 107 млн евро, оснащенных системами информирования, кондиционирования, обогрева, видеонаблюдения, а также специальными откидными пандусами для людей с ограниченными физическими возможностями и родителей с детскими колясками.
В рамках проекта CityBus-2 было закуплено еще 210 автобусов.

В рамках проекта «Приобретение городских и междугородных (заказных) автобусов» ТОО «СарыаркаАвтоПром» поставлено 110 ед. междугородных и 60 единиц городских автобусов.
Годом ранее властями города была проведена масштабная модернизация маршрутной сети столицы. Изменения коснулись 26 городских маршрутов, 14 из которых были поделены на 2 части. Таким образом, количество маршрутов увеличилось с 52 до 63. Кроме того, было запущено 6 экспресс и 12 пригородных маршрутов по 16 направлениям.

Также в 2016 году на 6 улицах города появились выделенные полосы для движения общественного транспорта. Проект BusLane был внедрен на проспектах Момышулы, Богенбай батыра, Тлендиева и улицах Кравцова, Мунайтпасова, Сыганак.

В рамках подготовки к проведению Международной выставки ЭКСПО-2017 в городе было введено дополнительно 12 участков полос для движения общественного транспорта BusLane общей протяженностью 37,5 км.

Таким образом, сегодня общая протяженность спецполос составляет 75,9 км. По оценке руководителя ТОО «Астана LRT», новые линии BusLane позволили увеличить среднюю скорость прохождения маршрута на 12-15%, интервал движения сократился на 5-8 минут.

Еще одним позитивным сдвигом стало введение электронного информационного табло, показывающего время прибытия маршрута. Это позволило фактически искоренить имевшие место в прошлом проблемы, связанные с гонками автобусов на дороге, несоблюдение расписаний, умышленный сход с линии ради получения прибыли или экономии затрат. Минус — такими табло оснащено большинство остановок Левобережья и лишь часть остановок на правом берегу.

«Воздушное метро»

Одним из ожидаемых проектов города является строительство легкорельсового транспорта. Стоимость проекта ЛРТ составит ориентировочно от 1,3 до 1,9 млрд долларов.
Одна поездка будет стоить примерно 200 тенге.
В целом протяженность «воздушного метро» составит 22,4 км. Будет построено 18 станций. Срок сдачи проекта — декабрь 2019 года.

Ориентировочный спрос на пассажиропоток в период ввода ЛРТ составит 146 тысяч пассажиров в сутки. Это позволит снизить существующую загрузку автомобильных дорог, по оценке экспертов, на 30% на определенных участках.

— По прогнозам специалистов из компонентов новой транспортной системы города можно извлечь значительные выгоды: большая мобильность на основных коридорах, более короткое и гарантированное время поездки — скорость движения ЛРТ значительно выше, чем на существующем наземном пассажирском общественном транспорте. Плюс будет обеспечена надежная непрерывная работа по обслуживанию пассажиров благодаря использованию выделенной трассы. За счет чего будет идти уменьшение транспортных средств на дорогах, которое приведет в итоге к меньшим заторам и более высокой коммерческой скорости. Улучшится безопасность транспорта и сократится число и серьезность дорожных происшествий, — сообщил Бекмырза Игенбердинов.

Школьникам — свои автобусы

Вопрос с перевозкой школьников власти города планировали решить в рамках реализации проекта «Mektepbus». 26 февраля в столице по поручению акима Астаны Асета Исекешева в пилотном режиме стартовал проект школьных перевозок. Для запуска проекта в пилотном режиме были выбраны 4 школы города, расположенные на улицах с наиболее загруженным трафиком: СШ № 3, 17, 66, 75.
Сейчас обслуживание школьных перевозок по проекту «Мектеп бас» на май приостановлено, так как этот месяц характеризуется меньшим количеством учебных дней.

— Проект находится на стадии продвижения среди коллективов школ и родителей учеников. С каждым днем из школ поступает все больше заявок, на основании которых формируются маршруты. Потенциал проекта — это возможность эксплуатации до 40 автобусов IvecoDaily и более 100 IvecoCrossway на школьных перевозках. Введение школьных перевозок позволит снизить загруженность на дорогах, особенно по утрам в часы пик. Известно, что большую часть учащихся привозят в школу родители на личном автомобиле, такси. Теперь же, с получением безопасной альтернативы, их количество должно снизиться, — сказал «Вечерке» руководитель ТОО «Астана LRT».

Кадры решают все

Грубость, некомпетентность водителей и кондукторов обещают свести к нулю за счет обучения и переобучения в Центре квалификации специалистов транспорта города Астаны.
По итогам деятельности центра с 2014 по настоящий день обучение прошел 10631 работник различных предприятий, в том числе городского пассажирского транспорта столицы.

— Центр обладает современной материально-технической базой, оборудован мультимедийной техникой, имеются специализированные кабинеты для проведения тестирования, кабинеты таких специальных дисциплин, как ПДД РК и эксплуатация автобусов 4-5 поколения. Имеется технологический кабинет, где представлены стенды с образцами оборудования для ЭСОП, ЛРТ, ИТС, — объяснил руководитель «Астана LRT».

На сегодняшний день в Центре квалификации проводится обучение сотрудников предприятий городского пассажирского транспорта, в их числе водители и кондукторы, водители такси, сотрудники УАП ДВД г. Астаны, водители «Автохозяйства ХОЗУ Парламента РК», диспетчеры, операторы Контакт-центра, сотрудники других служб транспортного комплекса.

Программы обучения охватывают все актуальные области в сфере пассажирских перево-зок, начиная с безопасности и правил дорожного движения, заканчивая культурой обслуживания пассажиров, в том числе пассажиров с инвалидностью и маломобильных групп. Немаловажным компонентом программ является изучение такой дисциплины, как «Психология труда», посредством которой специалисты узнают о бесконфликтном поведении, стрессоустойчивости.

Ехали медведи на велосипеде. И было им хорошо!

Теперь немного отвлечемся от основной темы и поговорим на другую, не менее важную.
Опыт зарубежных мегаполисов показал: чтобы улучшить экологию города, снизить уровень транспортного шума, нужно параллельно с развитием общественного транспорта формировать инфраструктуру для передвижения пешеходов и велосипедистов.

В Астане с 7 июля 2014 года действует система «АstanaBike». Цель программы — предоставить дешевый доступ к велосипеду для кратковременных поездок по городу, как альтернативу моторизованному общественному транспорту и автомобилю, тем самым улучшить транспортную и экологическую обстановку города.

Показателем перспективности данного направления является строительство 66 км велодорожек на правом берегу столицы.

— В целом проект разделен на 6 участков, из них 5, согласно постановлению акимата, передано на реализацию Южно-Казахстанской, Павлодарской, Жамбылской, Акмолинской и Северо-Казахстанской областям, — сообщил руководитель отдела перспективного планирования столичного Управления охраны окружающей среды и природопользования Азамат ЖАНАТАЕВ.
По его словам, в этом году велодорожки появятся по проспектам Кабанбай батыра, Мангилик Ел, по шоссе Каркаралы, по улицам Рыскулова, Кунаева, Достык, Макатаева, на набережной реки Ишим, на территории «зеленого пояса». Всего планируется построить 1717 км велодорожек до 2022 года.
На правом берегу строительство велосипедных дорожек начнется в период реализации второй очереди проекта — в 2019 году.

Айгерим АСКАРОВА
Фото из открытых источников

Статьи по Теме

Back to top button