Общество

Строить — значить созидать

Строитель — профессия, которая в любые времена остается востребованной. В ней много популярных направлений и специализаций, а самой творческой из них по праву считается архитектура.

Сегодня у нас в гостях Серик Исаевич РУСТЕМБЕКОВ — заслуженный архитектор Казахстана, вице-президент Национальной ассоциации проектировщиков РК, вице-президент Союза архитекторов, лауреат многих международных конкурсов и единственный архитектор стран Содружества, который стал лауреатом главной Межгосударственной премии СНГ «Звезды Содружества», церемония награждения которой прошла в Ташкенте в декабре 2022 года.

Детство
— Я родился в голодном послевоенном 1947 году в небольшом селе в 60 км от Астаны. Наш дед был известным қажы — трижды совершил паломничество в мусульманскую святыню. Он, будучи еще молодым, в одном из таких хаджей, сопровождая местного волостного правителя из нашего рода Ахметжан, отстал от своих и три года провел в Пакистане, пока не отыскал соотечественников, с которыми вернулся домой, и вскоре скончался, оставив сиротами троих сыновей. Мой отец, Иса Рустембеков, в три года потерял мать, в семь не стало отца, и трое братьев скитались по родственникам, пока их не определили в детский приют. Он обу­чился грамоте, благодаря чему добился некоторых успехов на служебном поприще, но попал под репрессии. Он был судим по доносу, но после смерти Сталина амнистирован. После освобождения смог устроиться работать только плотником. Поднятие целины происходило буквально на наших глазах. К нам тогда привезли очень много семей славянской национальности: русские, украинцы, белорусы. Русскому языку я научился, играя с детьми первоцелинников. В те далекие годы я впервые увидел самолет, на нем привезли зарплату целинникам. Мы, дети, быстро перенимали друг у друга языки, обучались играм, а стремление к рисованию я приобрел у талантливого соседа Акимжана Каукеева. Он окончил художественно-графическое отделение и считался главным художником на селе. Меня он взял к себе в помощники. Видимо, видя мои красивые рисунки, вскоре меня назначили школьным художником: все плакаты, стенгазеты, транспаранты и прочие оформительские работы творил я. Как и все дети того времени, увлекался чтением, и как-то мне попался один замечательный томик «Всеобщей истории искусств», он был посвящен искусству эпохи Возрождения. Там я впервые увидел картины величественных соборов мира — собор святого Петра, картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, которые даже в не очень качественных репродукциях того времени произвели на меня неизгладимое впечатление. Ну а мой окончательный выбор профессии сложился после экскурсии в Москву, которой нас наградили в 11-м классе как лучший класс. Представляете, парень из села попадает в столицу СССР! И причем в то время, когда там строился новый Арбат, а проспект Калинина был сдан в эксплуатацию. Свеженькие дома современной архитектуры 60-х годов были основаны на простых геометрических формах, на сочетании гладких плоскостей стекла и бетона. На моих глазах претворялась в жизнь новая эстетика архитектуры того времени. Пораженный видом этих огромных 27-этажных сооружений, я все больше убеждался в том, что архитектура — это тот вид искусства, который действительно остается на века.

Справочно: Архитектор -специалист, который занимается проектированием зданий, кварталов и интерьеров. Он участвует во всех этапах разработки — от встречи с заказчиками до финального внедрения. В обязанности архитектора входит в первую очередь создание идеи здания и визуализация проекта в макете. Он продумывает проект в деталях в команде с инженерами-проектировщиками, смежниками, экономис­тами. Каждое здание должно сочетать красоту, удобство и вписываться в окружающую среду. Концепцию здания продумывает именно архитектор.

Студенчество
— Отец говорил мне: «Казахи всегда жили за счет скота, вот и ты поступай на зооветеринарный — никогда не прогадаешь, будешь сыт сам и твоя семья». Он немного обиделся, что я проигнорировал его совет. Я и еще два одноклассника поехали поступать в Казахский политехнический институт в Алма-Ату, в котором в тот год впервые открылось архитектурное отделение. Потом он стал факультетом, а уже позднее был выделен в архитектурно-строительный институт, который сейчас носит название Казахской архитектурно-строительной академии.

Провожая меня на учебу, отец сказал мне: «Тоқ адамның басына оқу қонбайды» («Сытый человек далек от учебы»). Но меня эти слова раззадорили еще больше. Он упорно не помогал мне, а мать тайком высылала почтовыми переводами 20-30 рублей. В те времена стипендия была 35 рублей, и нужно было хорошо учиться, чтобы получать ее и иметь место в общежитии.
Я помню собрание, на котором архитектор Александр Коржемпо вдруг шокировал нас заявлением о том, что из 60 студентов получится лишь три-четыре хороших архитектора. Жизнь показала, что он был на 100% прав.

Алма-Ата
— В 1972 году я получил дип­лом и всю свою жизнь посвятил архитектуре. Наш проектный институт, в котором я работал, реализовал такие крупные проекты, как рестораны «Алма-Ата», «Аул», здание Казахского управления гражданской авиации, аэровокзал. Я был включен в группу по проектированию и постройке Центрального колхозного рынка, нынешнего Зеленого базара в Алматы, магазина «Океан» (Мұхит) на площади Республики и официально являюсь автором этих объектов. Затем был ряд проектов по городам Средней Азии. Подчинялся наш «Казгипроторг» Министерству торговли СССР и являлся одним из пяти союзных институтов. Тогда мы были регио­нальным институтом по линии Министерства торговли, а это значит, что универмаги, универсамы, всевозможные магазины, предприятия общественного питания, рестораны, кафе, вплоть до закусочных и т. д. были нашими основными объектами. Тогда по моим проектам были построены центральные универмаги в Чимкенте, Павлодаре, Целинограде, Красноводске. Прежде приходилось вручную с помощью акварельных красок и гуаши готовить иллюстративно-демонстрационные материалы к своим проектам. И это не всем удавалось сделать мастерски, но мне помогло мое детское увлечение рисованием. Умение преподнести проект — одна из важнейших составляющих профессионального мастерства каждого архитектора. Все зависит от убедительной графики автора. У тебя может быть гениальная идея, но если ты не смог это доказать, то тебя не поймут. Архитектору нужно всегда уметь защитить свои идеи. В 1978 году меня избрали делегатом на Всесоюзный съезд архитекторов от Казахстана. Оказалось, что я самый молодой делегат, и на это обратила внимание пресса того времени.
В 1985 году к 100-летию со дня рождения Чокана Валиханова Динмухамедом Кунаевым было решено построить его музей в местности Алтын Емел. Был объявлен конкурс на проект этого музея, в котором из множества работ победила моя работа и коллеги Бека Ибраева. Тогда Рустем Аббасович Сейдалин, заместитель председателя Госстроя, председатель Союза архитекторов Казахстана, предложил нам с Беком объединиться и сделать общий проект. Он отличался необычной архитектурой, отражающей самобытные традиции культовых сооружений. Эта работа завоевала серебряную медаль Всемирного биеннале архитектуры «ИНТЕРАРХ-87» в Софии. Это и было одним из ключевых моментов в моей творческой жизни.

Немного политики
— В 1990 году, уже имея приличный опыт архитектора, я был избран депутатом 12-го созыва Верховного совета Казахской ССР. Принимал Декларацию независимости, первый текст Конституции, первые законы независимого Казахстана. Я был там заместителем председателя Комитета по вопросам архитектуры и строительства, участвовал в разработке первых законов, связанных с архитектурой, а в Союзе архитекторов Казахстана состою с 1976 года. Тогда же я понял, что для законотворческой деятельности нужно владеть юридическими знаниями, и в 1993 году заочно окончил юридический факультет Казахского государственного университета в Алма-Ате.

Перенос столицы
— Особую роль в моей жизни сыграл и перенос столицы в Астану. Тогда я загорелся этой идеей, и в 1995 году мы с коллегами презентовали Президенту первый эскиз генерального плана Астаны. В то время никто не верил в идею переноса столицы в условиях развала экономики республики. В ту пору организовали конкурс, и в результате из 17 работ выбрали нашу. Победив в этом конкурсе, мы организовали авторский коллектив фирмы «Ак Орда», постановлением Правительства функции проектировщика генплана Астаны были закреплены за нами. Так наша фирма выполнила важную задачу, разработав первый этап генерального плана развития города. В дальнейшем был проведен международный конкурс. Первым откликнулся Кисё Курокава и занял первое место. Средства на разработку генплана выделил японский фонд по международному сотрудничеству. По правилам фонда в конкурсе на реализацию гранта должна была быть и местная фирма. Кисё Курокава предложил мне сотрудничать. Мы организовали консорциум, состоящий из трех фирм — двух японских и одной казахстанской — ОRTA, которуя я возглавлял. Проект генерального плана столицы, разработанный консорциумом, впоследствии стал основой для развития Астаны.

Основные осуществленные проекты в Астане
Реконструкция 40 км русла и набережной реки Есиль (1998-2019 гг.).
Реконструкция и реставрация кинотеатра «Октябрь» (ресторан «Европа-Палас») (1999 г.).
Галерея «Миллениум» и аквапарк (1999-2001 гг.).
Новая городская площадь с фонтаном «Древо жизни» (2000 г.).
Жилые комплексы «Самал», «Магистральный» и др. (1996-2017 гг.).
Республиканский детский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен»
в Щучинске (2003 г.).
Музейно-мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий «АЛЖИР» в Акмолинской области (2006-2007 гг.).
Торговый центр «Ануар» (2006 г.).
Реконструкция 12 км русла ручья Сарыбулак (2008-2020 гг.).
Монумент Богенбай батыру (2010 г.).
Монумент сотрудникам МВД РК, погибшим при исполнении служебного долга.
Памятник Рахымжану Кошкарбаеву (2016 г.).
Монумент «Қазақ еліне мын алғыс» и аллея «Ұлытау» (2018 г.).
Монумент «Стена памяти» сотрудникам органов внутренних дел,
героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы (2022 г.).

Отступление
— Возвращаясь к созданию генерального плана, хочу сказать, что в то время в городе проживало 274 тысячи человек. Экономика Казахстана только поднималась. Президент страны высказал мысль, что он не хочет строить большой мегаполис, что он видит столицу небольшим компактным городом с невысокой застройкой, удобной для проживания. Отсюда в генплане Курокавы такая невысокая плотность населения. Как правило, основополагающим документом для генерального плана является прогноз роста численности населения. Генплан разрабатывается на перспективу — 20-30 лет. Это глобальный документ, который после утверждения является основой развития города. Для того чтобы знать, как и за счет чего будет расти население города, делаются прогнозы. Столичные функции города представлялись такими: сюда переедет 5 тысяч чиновников, допустим, с семьями это будет 20 тысяч. Также 20 тысяч человек переедет для обеспечения сферы обслуживания. Все полагали, что в Астане не будет быстрого роста населения, поэтому остановились на прогнозе 800 тысяч человек к 2020 году. А сейчас эта цифра увеличилась почти вдвое.

Фото из архива «ВА»

Статьи по Теме

Back to top button