Новости

Суверенный Казахстан: Конституция 1995

30 августа страна отмечает 25-летие основного закона страны — Конституции Республики Казахстан. История ее принятия и содержание, безусловно, отражают основные вехи строительства независимого государства.

Молодая республика

16 декабря 1991 года произошла одна из самых значимых и ключевых перемен в жизни нашего общества: народ вместе со своим лидером добился суверенитета и приступил к возрождению подлинно независимого государства. Молодая постсоветская республика на марше строила новые государственные институты и учреждения, принимала все меры, направленные на выживание в сложнейших геополитических и социально-экономических условиях.

Тогда на фоне ухудшившихся социально-экономических условий часть населения страны стала возвращаться на свою историческую родину: русские — в Россию, поляки — в Польшу, немцы — в Германию и т. д. Увеличилась безработица и количество разводов, обострилась криминогенная обстановка. Заметно усилился отток сельского населения в города. Снизилась рождаемость, увеличилась смертность населения. В эти годы численность граждан Казахстана снизилась с 16793,1 тысячи человек до 14886,8 тысячи. Самым рекордным был 1994 год, когда отрицательное сальдо миграции составило 406,7 тысячи человек. В тот год за пределы страны выехало 811, 3 тысячи человек.

В срочном порядке были урегулированы вопросы, связанные с государственными границами с Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Россией. В труднейших условиях, при нехватке офицерских кадров, были созданы пограничные войска. Был экстренно принят закон о гражданстве, который прекратил гражданство бывшего СССР и категорически запретил двойное гражданство. 16 марта 1992 года была создана Республиканская гвардия Казахстана, призванная охранять не только высшие должностные лица государства, но и выполнять ряд церемониальных задач. 10 октября 1992 года были созданы внутренние войска, в задачу которых входило обеспечение внутренней безо­пасности страны, в том числе и охрана исправительных учреждений. Был принят Закон «Об обороне и Вооруженных силах Рес­публики Казахстан», создан Совет безопасности во главе с Президентом. Приняты на баланс имущество и объекты, доставшиеся от СССР. Решались проблемы финансового, материально-технического и иного обеспечения новой армии суверенной страны. Все эти меры позволили в первые месяцы независимости удержать порядок в стране, обеспечить мир и согласие в обществе. Важнейшим событием стало введение собственной национальной валюты в ноябре 1993 года. Приняты меры по созданию государственных символов: герба, флага и гимна.

Первый документ

Так, в непростых условиях 28 января 1993 года была принята первая Конституция независимого Казахстана, в основу которой легла модель парламентской республики. В ней Верховный Совет сохранил свои ведущие позиции и полномочия, являлся единственным законодательным и высшим представительным органом страны. Только он мог принимать Конституцию с правом внесения поправок, принимал законы и контролировал их исполнение. Верховный Совет получил монопольное право изменять территориальные границы страны. Инициатива в принятии денежной системы, ведении налоговой политики также принадлежала Верховному Совету. Самое главное: он имел право назначать Президента, Премьер-министра, министров.

В связи с тем что в Казахстане не до конца была определена форма правления, для самих разработчиков и простых граждан было очевидно, что Конституция 1993 года была временной. В будущем надо было определиться, быть Казахстану президентской или парламентской республикой. Кроме того, в Конституции не допускалась частная собственность на землю, что отрицательно сказывалось на становлении рыночной экономики.

Используя противоречивость новой Конституции, местные советы открыто тормозили рыночные реформы, а вслед за этим и выход страны на международный рынок. Замедлился процесс принятия нужных Казахстану законов, что заметно тормозило темпы рыночных реформ.

В этих условиях начался процесс самороспуска местных Советов и депутатов Верховного совета. В 1993 году Верховный Совет принял Закон «О досрочном прекращении полномочий местных советов народных депутатов», за которым последовал закон о возложении дополнительных полномочий на Президента и глав местных администраций. Состоялись новые выборы в Верховный Совет, но и они не изменили ситуацию. Политический кризис, а также несовершенство избирательной системы привели к тому, что Верховный Совет, избранный в марте 1994 года, спустя год по решению Конституционного суда был признан нелегитимным и распущен. Власть Президента усилилась. 9 апреля 1995 года были продлены его полномочия. Это обстоятельство позволило руководству страны принять до конца года 150 законов, способствующих формированию новой рыночной экономики. Например, в это время были приняты судьбоносные законы «О земле», «О нефти», «Об иностранных инвестициях» и другие.

Безусловно, в этих условиях нужны были решительные меры. Необходимо было принять новую Конституцию, наиболее полно отвечающую современным вызовам. С этой целью был создан экспертно-консультативный совет для анализа и экспертизы поступивших предложений для проекта новой Конституции, куда вошли известные отечественные юристы: В. Ким, К. Колпаков, А. Котов, Б.Мухамеджанов, Е.Нурпеисов, М. Сулейменов, Н. Шайкенов, а также видные зарубежные эксперты, такие как С.Алексеев, Р. Дюма и другие. Состоялось всенародное обсуждение проекта основного закона. Поступило множество дополнений и предложений. Итоги обсуждений были подведены на всенародном референдуме 30 августа 1995 года, в котором приняло участие 90,6% граждан страны, из которых почти 90% проголосовали за принятие новой Конституции Республики Казахстан.

Компромисс

Вместе с тем строительство независимого государства потребовало принятия новой Конституции, поскольку существующая Конституция Казахской ССР не отвечала новым реалиям. Мы строили новое демократическое государство, а руководствовались прежней, советской Конституцией, наделяющей ключевыми полномочиями Верховный Совет, избранный в 1990 году. Наряду с этим успешно функционировал ряд новых институтов, которых не было в Конституции, например институт президентства.

Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, для чего была создана Конституционная комиссия. Началась кипучая работа известных юристов. Новый основной закон был призван обеспечить национальное единство. В то же время было необходимо найти компромисс между сторонниками прежней, советской власти и новой демократической эпохи. При обсуждении проекта Конституции Нурсултан Назарбаев подчеркивал:

«Государственность органически связана с языком и той территорией, на которой зародилась и утвердилась нация. Для казахов это — Республика Казахстан, где были и будут обеспечены равенство и свобода всех членов общества, принадлежащих к разным нациям и народностям».

Основной закон страны

По новой Конституции Казахстан был признан демократическим, светским и унитарным государством. Особое внимание в ней было уделено государственному языку, которым был объявлен казахский язык. В Конституции указывалось, что наряду с государственным языком официально употребляется и русский язык, что было очень важно в условиях сложной демографической и геополитической ситуации.

Вместо однопалатного Верховного Совета был создан двухпалатный Парламент, часть функций которого передана Президенту. К примеру, депутаты Парламента уже не могли контролировать исполнение государственного бюджета и законов. Новшеством стало и то, что законодательная функция Парламента распределилась между тремя институтами — Президентом, Правительством и депутатами Парламента. Кроме того, были упразднены Конституционный и Арбитражный суды. В январе 1996 года Первый Президент Н. А. Назарбаев, отмечая значимость конституционных реформ, говорил, что «мы стоим перед началом истинного, цивилизованного парламентаризма в Казахстане».

По новой Конституции президент получил значительные полномочия в сфере внутренней и внешней политики, например, имел право вводить в стране чрезвычайное положение. Глава государства также мог применить вооруженные силы страны в случае военной агрессии, получил право введения частичной и полной мобилизации граждан страны. Вместе с тем Президент получил гарантии своей безопасности, защиту своей семьи, обслуживание и охрану. Президент стоял над всеми ветвями власти. Одним словом, страна стала президентской республикой.

Поправки

Позднее в действующую Конституцию был внесен ряд поправок, в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах. Так, в 1998 году были внесены поправки, касающиеся продления сроков исполнения полномочий Президента с 5 до 7 лет, депутатов Парламента: Сената — с 4 до 6 лет, Мажилиса — с 4 до 5 лет. Было снято ограничение по возрасту Президента. В 2007 году были внесены изменения в связи с переходом к пропорциональной избирательной системе, когда Мажилис начал формироваться только по партийным спискам, Ассамблея народа Казахстана получила право избирать своих депутатов. Поправки также коснулись статуса Президента: срок его полномочий был сокращен до 5 лет с правом занятия этого поста не более двух сроков подряд, с требованием проживания Президента в стране последние 15 лет. Данное ограничение не распространялось на Н. А. Назарбаева, получившего статус Первого Президента Казахстана.

В 2011 году в Конституцию была внесена норма, согласно которой внеочередные президентские выборы назначались решением Президента РК. Были внесены дополнения, которые закрепили за Н. А. Назарбаевым статус Елбасы — Лидера нации, наделяющие его властными полномочиями независимо от статуса Президента.

В марте 2017 года был намечен курс на передачу отдельных полномочий Президента республики Парламенту и Правительству. Кроме того, была обозначена возможность установления в пределах города Астаны особого правового режима в финансовой сфере, предусмотрены основания лишения гражданства по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение тяжкого вреда жизненно важным интересам РК. Последние поправки в Конституцию были внесены в 2019 году в связи с переименованием столицы страны Астаны в Нур-Султан.

В целом принятие Конституции имело огромное историческое значение для укрепления независимости и внутриполитической стабильности в Казахстане. Заметно укрепилась президентская власть. Парламент стал постоянным, профессиональным рабочим органом, начал принимать законы на качественно новом уровне. Внутри него появились политические фракции и группы, характерные для любой демократической страны. Он стал созидательно работать с Президентом. Формирование рыночной экономики стало аксиомой. Были созданы правовые основы для формирования нового гражданского общества, НПО, партий и общественных объединений. На законодательном уровне были закреплены ключевые позиции, касающиеся консолидации народа, соблюдения прав и свобод гражданина. Внесение поправок в Конституцию сделало основной закон страны более гибким и совершенным в строительстве нового Казахстана.

 

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ,
член-корреспондент НАН РК, доктор
исторических наук,
профессор, и. о. директора
Института истории и этнологии
имени Ч. Ч. Валиханова,

Махаббат КОЗЫБАЕВА,
доктор PhD, ученый секретарь Института
истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть