
Традиционное августовское совещание учителей – это возможность еще раз сверить позиции перед началом нового учебного года, заявить о проблемах и поговорить о достижениях.
В преддверии нового учебного года руководитель столичного Управления образования Ануар ЖАНГОЗИН поделился сразу несколькими интересными новостями. В работе совещания приняли участие вице-министр МОН РК Талгат ЕШЕНКУЛОВ и приглашенные гости: депутаты маслихата, представители творческой и научной интеллигенции, ветераны труда и родители.
Погружение в казахский язык
– В этом году в Астане на латинский алфавит перейдут пять школ и три колледжа, в двух школах учебный процесс будет вестись с использованием электронных учебников, – отметил глава городского ведомства.
Также по предложению родителей в новом учебном году запустят экспериментальный проект – специальные классы для детей, которым в первые годы учебы сложно учиться на государственном языке.
– Первоклашек будут постепенно погружать в казахский язык, – пояснил Ануар Жангозин. – Система следующая: ребенок приходит в первый класс с русским языком обучения, где преподавание будет вестись 70 процентов на русском языке и 30 процентов на казахском. На следующий год во втором классе этот показатель меняется: 60 процентов на русском и 40 на казахском, в третьем классе – 50 на 50, в четвертом – 60 на 40. И в пятом классе уже ребенок изучает предметы 70 процентов на государственном и 30 процентов на русском языке. Таким образом, к шестому классу дети полностью переходят на государственный язык обучения.
Данный проект в виде экспериментального класса запустят в этом году в двух лицеях – в 60-й школе и Білім- инновация лицейі для одаренных девочек.
Уникальные школы
В столице реализуется проект «Самгау» с участием 13 школ, где каждая организация развивается по своей уникальной траектории.
– В соответствии с этим 13 школ города определили для себя приоритетные сферы развития, такие как медицина, IT, космос, прикладное искусство, дизайн, бизнес и другие, – поделился спикер. – Все это помогает ученикам, например, выращивать растения с использованием новых технологичных установок, изучать ракетостроение и моделирование, осваивать иностранные языки с получением сертификатов международного уровня.
Высший колледж
Столица приняла программу по развитию профессионального и технического образования, в рамках которой предполагается объединение нескольких колледжей.
– Высший колледж Astana Polytechnic будет осуществлять подготовку кадров в области информационных технологий, энергетики и связи, радиотехники, строительства, газификации, – отмечалось на совещании. – Колледж сервиса и туризма будет готовить специалистов в сфере туризма, гостиничного сервиса, организации питания, в том числе молекулярной кухни.
На встрече также прозвучала новость, что на базе колледжей с этого года открыты вечерние курсы для работающих студентов по специальностям «Лифтовое хозяйство», «Водители общественного транспорта», «Информационные технологии».
Впервые в этом году выделено 1000 грантов, размещенных в вузах страны по актуальным для столицы специальностям в сфере медицины, туризма, IT, дизайна, предпринимательства, проектирования и строительства, транспортно-логистической сфере.
Правильная профессия
За 20 лет число педагогов в Астане выросло в пять раз – с 3 до 15 тысяч. Но в ближайшие пять лет с учетом открытия новых школ и садов потребность в педагогических кадрах составит еще около 5 тысяч преподавателей.
Уже сегодня в дошкольные учреждения и школы Астаны требуются воспитатели, учителя начальных классов, математики, филологи, преподаватели английского языка.
– Из 1000 грантов, выделенных акиматом в этом году, почти половину составляют гранты по педагогическим специальностям, – сказал Ануар Жангозин. – Мы видим потребность и решаем этот вопрос.
Как учить и для чего?
Особенно остро на «августовке» прозвучало выступление признанного эксперта в области образования – председателя правления автономной организации «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш ШАМШИДИНОВОЙ.
– Вопрос «Для чего учить детей и как?» волнует сегодня не только учителей и родителей, но и все правительства мира, – заметила Куляш Ногатаевна. – Казахстан не исключение. Поэтому по поручению Главы государства в области среднего образования идет широкомасштабное исследование и появляются новые модели, как НИШ. Они создаются не только для того, чтобы обучать наиболее одаренных детей, но и для того, чтобы через экспериментальные площадки привнести в систему образования страны новые современные методы обучения.
– Сегодня важно развивать в человеке навыки, которые неподвластны искусственному интеллекту, – считает спикер. – Наверняка, когда мы обучаем детей математике, физике, химии, биологии, главной стоит задача не только дать фундаментальные знания, они нужны, но и научить их анализу и умению делать выводы.
На вопрос «Сможет ли искусственный интеллект заменить учителя?» эксперт однозначно ответила «Нет».
– Заменить учителя он не сможет. Потому что человека мотивировать на развитие может только человек, – обнадежила коллег уважаемый эксперт. – Дорогие учителя, мы с вами, по-моему, выбрали правильную профессию, нам даже искусственный интеллект не грозит. Успехов и удачи вам в новом учебном году!
Шолпан АКБАЛАЕВА