Информбюро

«Светский характер государства – важное условие успешного развития и процветания Казахстана» — эксперт

C момента обретения независимости в Республике Казахстан принцип светскости стал фундаментальной основой построения национальной государственности. Вопросы реализации принципа светскости в условиях демократического и правового общества являются постоянным предметом обсуждения и изучения как в научных кругах, так и в диалоге общества и государства.

В национальном законодательстве Казахстана выстроена стройная система правовых норм, которая показывает активную позицию государства по формированию и поддержанию межрелигиозного мира и согласия.

Так, светскость является конституционным принципом государственности Республики Казахстан. В частности, статья 1 Конституции Республики Казахстан устанавливает: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Республика Казахстан – светское государство, это означает, что институт государства отделён от института религии, институт религии отделён от института государства; государство не вмешивается в дела религии за исключением случаев, когда религиозная организация или отдельные ее представители нарушают закон. Когда в отношении самих религиозных организаций нарушается закон, в этом случае государство вмешивается для того чтобы урегулировать данные вопросы.

В РК запрещено создание политических партий на религиозной основе и в целом законотворчество нашей страны не строится на каких-либо священных текстах: ни на Библии, ни на Коране, ни на Бхагавад-гите, ни на какой-либо другой священной книге. В целом можно сказать, что религия и государство идут параллельно, не вмешиваясь в дела друг друга, однако это вовсе не означает, что наше государство – атеистическое. Напротив, большинство населения считают себя верующими.

В Казахстане любое религиозное объединение, которое желает жить в мире и согласии с другими религиозными объединениями с обществом, государством, обязано быть зарегистрированным. Всего в нашей стране в мире и согласии под единым «шаныраком» действует 18 конфессий. Самая крупная конфессия, которую исповедует 70 процентов верующего населения нашей страны — это ислам суннитского толка ханафитского мазхаба, чья историческая роль вместе с православным христианством отмечена в преамбуле закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Также действуют 12 христианских конфессий, самые крупные из которых это православное христианство, но помимо этого действуют католицизм, евангелическая лютеранская церковь, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, пресвитериане, адвентисты седьмого дня, новоапостольская церковь, свидетели Иеговы, минаниты, методисты и мормоны. Кроме того, в нашем государстве действуют официально одна из трех мировых религий — буддизм, национальная религия евреев — иудаизм и такие религии, как Церковь объединения Муна, вера бахаи и общество сознания Кришны. Подчеркну, что все конфессии, которые я перечислил, находятся в правовом поле и действуют согласно действующему законодательству Республики Казахстан и вносят важную лепту в развитие культурного обогащения республики.

По словам К-Ж. Токаева, народ Казахстана впитал в себя традиции разных цивилизаций и религий, дух толерантности и открытости. Поэтому принцип «Единство – в многообразии» стал основополагающим для нашей страны. Данный принцип, озвученных Президентом в предвыборной программе, является своего рода отражением казахстанской модели светскости, поэтому любая дискриминация по языковому и национальному признаку преследуется законодательно.

Кроме того, Республика Казахстан на международной арене являет собой универсальный мост между западными и восточными культурами, христианством и мусульманством. Наша страна осуществляет гуманную и открытую политику по отношению к религиям. Результатом чего служит проведение, начиная с сентября 2003 года, в столице Съездов лидеров мировых и традиционных религий. Крайний из которых был проведен в сентябре 2022 года и собрал 108 делегаций из 50 стран мира, среди которых необходимо выделить участие Папы Римского Франциска, Верховного имама аль-Азхара шейха Ахмеда ат-Тайеба, Ашкеназского раввина Израиля Давида Лау и многих других.

Учитывая вышесказанное, можно сказать что созданная в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, базирующаяся на светских и демократических принципах, обеспечивает уважения прав и свобод верующих, баланс общественных и религиозных интересов, развитие отношений партнерства и стремление к взаимопониманию.

Таким образом, действующая модель светскости достаточно эффективно обеспечивает межконфессиональное согласие в Казахстане и позиционирования нашей страны на мировой арене. И, по моему мнению, в будущем светский характер государства – важное условие успешного развития и процветания Казахстана.

Темирлан Советов

Специалист Центра изучения религий

Статьи по Теме

Back to top button