Горожане

Сяду в кабриолет

Удивить астанчан крутой иномаркой сейчас невозможно. А заметив на улицах столицы редкое авто, заядлые автомобилисты, пожалуй, обернутся и, возможно, даже влюбятся в диковинку
с первого взгляда.

К чему это я? Дело в том, что в столице появился раритетный экземпляр — «Москвич-401», точная копия «Опеля Кадет К-8» образца 1938 года. Знающие люди говорят, такого красавца в столице больше не сыскать.
Откуда он у нас — это отдельная история, которую владелец «Москвича» астанчанин Юрий ГОРБАНЬ вспоминает с улыбкой:

— По долгу службы я находился в городе Риддере. Стоял на перекрестке одной из улиц, когда со мной поравнялся красно-бордовый кабриолет «Москвич-408». Кожаные сиденья, деревянный руль, море никеля… Я влюбился с первого взгляда в этот автомобиль. Наведя справки, был опечален — не продается. Мой друг успокоил, мол, у соседа в гараже стоит черный «Штирлиц», посмотришь, ахнешь от восторга, к тому же он его продает. В Оскемене (там находился заветный гараж) прибыл по нужному адресу. Открыв ворота, действительно ахнул. Не заведя машину, даже не садясь в нее, буквально с порога сказал: «Покупаю». В нем и нежность, и покорность хозяину, и верное определение его больших и грустных глаз — передних фар. У прежнего хозяина спросил: «До столицы своим ходом дойдет?». «Будешь ехать 60-70 км/час, дойдет без проблем», — ответил тот.

Чтобы сразу сесть и поехать, мешало одно — машина, на которой Юрий прибыл в Оскемен. А потому, неделю спустя, уже налегке, он вернулся, чтобы перегнать раритет своим ходом.

Первые 190 км «Москвич» прошел без каких-либо проблем, правда, на перевале нагревался двигатель. Надо отметить, что двигатель у него был от «Москвича-408», коробка и задний мост — жигулевские, передняя подвеска — от «Москвича-412». Родные только кузов, рама и дух послевоенного времени.

Обратный путь, кстати, начался с того, что в дороге вначале пробило заднее колесо. Благо, была запаска. И еще спасибо добрым людям, практически каждый встречный либо попутный водитель останавливались и с теплотой предлагали свою помощь. Пришлось поменять в дороге помпу. Вторым делом купить в магазине маленький флаг Республики Казахстан и водрузить его на левый борт капота. Третьим — начисто вымыть и натереть до блеска машину, как изнутри, так и снаружи.

— При моем росте 185 см салон показался мне тесноватым, но, выбрав удобное положение — полуразвалившись, я устроился вполне комфортно, — продолжает собеседник. — Скорость в 70-75 км/ч вполне устраивала: я никуда не спешил, наслаждался жизнью. Встречные машины моргали фарами, сигналили во всех тональностях, огромные фуры гудели своими трубами. Если позволяла трасса, легковушки ехали рядом. Мы весело жестикулировали друг другу. Ни разу в жизни за столь короткий промежуток времени я не встречал столько улыбок и не чувствовал столько неподдельной чистоты, теплоты и открытости в человеческом взгляде.

Подъезжая к Семею, помню такую сцену: выбегает гаишник, останавливается, жезл в его руках начинает производить непонятные мне движения, и вдруг, хохоча, вытянувшись как по струнке, он отдает нам честь. Видно, парень с юмором попался. В Шидертах остановили трое гаишников, попросили прокатиться. Улыбаются, глазам не верят. Я им говорю: «Парни, но вы хоть документы посмотрите». Смеются: «Зачем старику документы?! Он сам документ».

Уже дома, в столице, после утомительной дороги раритет потребовал серьезного ремонта.
И тут за работу взялись настоящие профессионалы своего дела — коллекционер ретроавтомобилей Ерлан БАРЕНОВ и его коллеги. «Вечерняя Астана» на своих страницах не раз публиковала статьи об их уникальном ретромузее под открытым небом по адресу: улица Жетыген, 15/1, где можно увидеть целый автопарк старинных марок машин, акмолинский артефакт — действующую телефонную будку 50-х годов прошлого столетия и старенький синий почтовый ящик с белым гербом. Все это коллектив компании «Автодело» отреставрировал собственными руками, чтобы сохранить для юного поколения столицы память об ушедшей эпохе.

— После длительного простоя старый «Москвич» в течение трех месяцев находился у нас на ремонте, — рассказывает Ерлан Баренов. — Автомобилем занимались отец и сын Станислав и Иван ВИНЯРЧУКИ. За это время они провели покрасочные работы, оживили двигатель, некоторые вещи наши ребята восстановили сами, недостающие запасные части нашли в Караганде, у Юры Горбань там живет дядя, тоже заядлый автолюбитель. Что не нашли в Караганде, пришло из Джезказгана и нашлось здесь, на рынке. Все это собрали. В автомобиле не было тормозов. Полностью все перебрали, все что можно было заменили, подрегулировали, восстановили тормозную систему. Оживили двигатель, полностью все смазочные масла поменяли, завели, привели в порядок и отдали владельцу.

Этой весной Юрий Горбань выехал на «Москвиче» на столичные улицы.

— Сложность восстановления таких автомобилей заключается в том, что сейчас уже очень мало специалистов и людей, которые помнят эту технику, — говорит Ерлан Баренов. — Потом практически нет уже литературы, приходится все это черпать в интернет-пространстве, находить брошюрки, книги и по ним уже восстанавливать авто. Но так как Станислав Иванович человек взрослый — ему за 60 лет, он знает эти автомобили как свои пять пальцев, раньше их ремонтировал. Эстафету подхватывает его сын. Он чуть старше 30-ти, но уже довольно опытный специалист, разбирается в этих вещах и с полуслова понимает отца. Преемственность между старшим и младшим поколением должна быть обязательно. К сожалению, конечно, наша молодежь после колледжей, когда приходит на практику, уже меньше и меньше интересуется старой техникой. И тем не менее, друзья, если увидите в пестром потоке дороги нечто необычное, черное, с грустными, но добрыми глазами, с государственным флагом по левому борту, поприветствуйте старика. Он ответит вам тем же.

Статьи по Теме

Back to top button