КультураНовости

Сын своего отца: Кунанбай и Абай

(Окончание. начало в № 43)

Для раскрытия выдающейся личности Абая необходимо обратиться к его корням, представив социальный портрет его родных и, в первую очередь, отца Кунанбая. У наших читателей есть возможность прочувствовать и окунуться в ту эпоху вместе с нашим гидом — историком, ведущим научным сотрудником отдела этнологии и антропологии Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Аксункар АБДУЛИНОЙ.

Тяжбы

Жизненный путь Кунанбая, целенаправленно стремившегося не упустить бразды правления родом тобыкты, повлиял на судьбу Абая, которому также пришлось долгие годы провести в судебных разбирательствах с недругами не столько лично его, сколько всего клана Кунанбая. Причем на этом пути он испытал немало разочарований в своих близких друзьях — Ерболе, Жиренше и др., которым беззаветно верил вопреки советам отца опираться только на свою кровную родню. В ходе дела по иску Оразбая, обвинившего его в антиправительственной деятельности и назвавшего «смутьяном среди народа», «врагом белого царя» и т.д., в ауле Абая — Жидебае — в 1897 г. был произведен обыск приехавшими жандармами во главе с полицмейстером г. Семипалатинска. Интриганы добились раскола в семье Абая, настроив против него родного брата Такежана (Таниберды), который встал на сторону Оразбая, травили они и учеников великого поэта, стремясь лишить его опоры. Зависть, интриги, вероломство врагов негативно влияли на Абая, отняли у него много энергии и жизненных сил, которые он мог бы использовать для творчества. Эти постоянные тяжбы отразились в творчестве мыслителя в бессмертном произведении «Слова назидания» («Ғақлия»), которые станут своеобразным завещанием поэта потомкам.

Жены Абая

Абай имел трех жен. Первая, 17-летняя Дильда, была сосватана Кунанбаем за 15-летнего сына, той справили в 1861 г. Она происходила из знатной семьи племени аргын рода тобыкты Алшынбая Тленчина — бия, волостного управителя, потомка знаменитого Казыбек бия. 18-летняя Айгерим (ее подлинное имя Шукиман, но супруг прозвал ее Айгерим — «Луноликая красавица»), происходившая от прославленного тобыктинского батыра Мамая, стала избранницей Абая в 1874 г., когда он приблизился к зрелости — 30-летнему возрасту. На Еркежан Абаю пришлось жениться в 1894 г. по законам аменгерства у казахов через некоторое время после смерти младшего брата Оспана. Этот вынужденный брак привел к возникновению вражды с Таниберды, который был противником того, чтобы Абай стал наследником большого дома — домашнего очага (қара шаңырағының мұрагері) в Жидебае, он сам предъявил на невестку права, а после ее отказа велел выйти замуж за своего сына Азимбая, но Еркежан предпочла связать свою судьбу с Абаем, внука которого от сына Акылбая она с умершим мужем Оспаном воспитывала как собственного ребенка. Новая женитьба Абая отдалила его от второй, некогда горячо любимой жены Айгерим, так как большую часть времени он стал проживать в Жидебае с Еркежан, которая пережила самого поэта и двух его первых жен.

Судьба детей поэта

Отличался Абай от отца и тем, что не был настолько рачительным хозяином, поэтому не достиг такого благосостояния, как Кунанбай. Согласно Турагулу, хозяйству «отец уделял мало времени. Ему и некогда было заниматься им, потому что днем и ночью шли к нему люди за советом и помощью. Но он заботился о форме хозяйства, об его основной сущности, выбирал место стоянки на джайлау, находил хороших пастухов. Коров у него не было. Коровы не могут доставать корм из-под снега, а летом пачкают окрестность вокруг юрт. По этим причинам в то время все баи нашего рода не содержали коров».

Известно, что у Абая было 10 детей — семь сыновей и три дочери. От Дильды — Акылбай, Акимбай, Абдрахман, Магауия, Кульбадан и Райхан, от Айгерим — Турагул, Мекаил, Изкаил, Кенже. В отличие от Кунанбая, который зачастую был весьма строг со своими детьми и внуками, Абай с детьми имел теплые отношения, о чем свидетельствует его сын Турагул: «В характере отца с малых лет находились рядом гнев и любовь. Зная об этом, и жены, и дети, и представительные люди рода, и простые аульчане старались снискать его любовь и доброту и остерегались его вспыльчивости… Наверное, здесь причиной была сила характера отца. Я могу утверждать, что в детях его никогда не было чувства унижения, как обычно бывает у детей младшей жены. С годами отец стал менее вспыльчив и более добродушен. К добродушию он пришел через испытания — на себе испытал жестокий нрав и суровый характер хаджи, своего отца и говорил: «Страх и любовь, вода и огонь никогда не уживаются. Человек воспринимает наставления того человека, которого любит. По нему равняется. А наставления через силу и страх не достигают цели. Отец баловал нас и почти не одергивал, когда при нем мы бегали и устраивали разные игры. Но когда видел, что прячемся от него и устраиваем игры в обществе непорядочных людей, очень сердился, ругал и стыдил нас».

Троих из своих детей — Абдрахмана, Кульбадан и Магауию — поэт обучал в русской школе в Семипалатинске, к сожалению, в связи со слабым здоровьем дочь и Магауия не смогли продолжить образование, а Абдрахман (Абиш) поступил в г. Санкт-Петербурге в Михайловское артиллерийское училище. Старший сын Акылбай пошел по следам отца и оставил после себя романтические поэмы «Дагестан», «Зулус». Самый любимый сын Абая, Магауя (Магаш), был также талантливым поэтом, он написал поэмы «Медгат — Касым» о борьбе египетского раба со своим хозяином, «Шамиль» — о главе дагестанского национально-освободительного движения на Кавказе.

Судьба детей Абая сложилась трагически: Акимбай умер в семилетнем возрасте, двое сыновей — Абдрахман (1868-1895) и Магауя (1870-1904) — умерли в 27 лет и 34 года, что тяжелым ударом легло на плечи поэта, ненамного пережил отца и сын Акылбай (1861-1904), а другие дети впоследствии были репрессированы советским режимом в 1930-е годы. Ранняя потеря детей Абаем, необходимость нести бремя отцовской утраты вновь вызывают параллель его жизни с жизнью Кунанбая. Алихан Букейханов, написавший некролог о смерти великого поэта, сделал перевод на русский язык стихотворения Абая, написанного в 1893 г., но передающие его печальное настроение в связи с утратой близких: «…обливается кровью сердце, как вспомнишь покойников; трудился, искал мудрости, думая найти в ней счастье, однако не нашел ни мудрости, ни счастья, место которых заступили печальные думы. Обманщица судьба обманула не одного меня. Принял ее удары, оценил их. Неужели ты сохранишь еще веру в счастье?!»

Мир рухнул

Старший сын от Айгерим Турагул, как член партии «Алаш», дважды (1922, 1927 г.) подвергался аресту со стороны советской власти, а в 1934 г. умер в ссылке в Сарыагаше. Его младший брат Мекаил был расстрелян в Семипалатинской тюрьме в 1931 г. без суда и следствия. Дочери Райхан и Кульбадан также скончались в 30-е годы. Преждевременная смерть от продолжительной болезни самого любимого сына, Магауи — талантливого поэта, на которого Абай возлагал большие надежды, подкосила здоровье Абая. Какитай описал состояние Абая после смерти Магауи: «После смерти сына для Абая мир словно рухнул. Он очень заметно и как-то странно изменился внешне, похудел, сгорбился. Сторонился людей, которые хотели выразить соболезнование, разными словами отвлечь его от скорбных мыслей. Все чаще Абай стремился уединиться от всех. И ни во что в ауле не вмешиваясь, как звезда, он угасал, а умер через 40 дней после кончины Магавьи».

Великий поэт ушел в мир иной 23 июня (6 июля по новому стилю) 1904 г., в год Улитки, немного не дожив до своего 59-летия. В отличие от Кунанбая, деда Ускенбая, судьба даровала Абаю сравнительно короткую жизнь, но имя его навсегда вошло в историю казахской культуры. Он был похоронен в родной долине Жидебай, у подножья Шынгызских гор. В настоящее время Абаю, Оспану и Шакариму возведены мавзолеи в Государственном историко-культурном и литературно-мемориальном музее-заповеднике в Жидебае, включающем музей-заповедник Абая, музей Мухтара Ауэзова, Дом-музей Абая.

Фото предоставлены Институтом истории и этнологии

 

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть