Как в этом году изменились тарифы на коммунальные услуги в столице? Насколько ежегодно повышаются цены на комуслуги?
Сегодня на страницах «Вечерней Астаны» об этом мы беседуем с руководителем Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по городу Астане Булатом ТАНАБЕРГЕНОВЫМ.
– Булат Амангельдыевич, расскажите, какие основные цели и задачи возложены на ваш департамент.
– Приоритетные направления нашей деятельности – это реализация государственной политики в области цен и конкуренции, регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий и проведение проверок за соблюдением антимонопольного законодательства.
Также с прошлого года на департамент возложены задачи по защите прав потребителей и межотраслевой координации деятельности госорганов в этой сфере.
В своем недавнем Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Глава государства озвучил десять задач по вхождению нашей страны в число лидеров нового мира.
В пятой задаче «Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе» Президент озвучил необходимость улучшения энергоэффективности зданий. Как отмечено Главой государства, это позволит сократить потребление электроэнергии, тепла, воды, будет стимулировать естественных монополистов к повышению своей эффективности.
В восьмой задаче Послания «Эффективное государственное управление» Президент обратил внимание на необходимость повышения качества услуг субъектов естественных монополий и важность устанавливать обоснованные тарифы им и энергопроизводителям с учетом инвестиционных программ.
В девятой задаче «Борьба с коррупцией и верховенство закона» Глава государства подчеркнул необходимость цифровизации процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом. Как Президент поручил, граждане должны видеть, как рассматриваются их обращения, и вовремя получать качественные ответы.
Все эти поручения ставят перед нами еще более высокие задачи и цели по улучшению деятельности департамента.
– Как изменились в этом году тарифы на коммунальные услуги в столице?
– Кроме цены на газ, все тарифы на коммунальные услуги с 1 января 2018 года остаются без изменений. В конце прошлого года субъектами естественных монополий было принято решение оставить тарифы на уровне 2017 года. Прошлогодние тарифы на коммунальные услуги будут действовать до 1 июля 2018 года.
С 1 февраля этого года тариф по розничной реализации сжиженного нефтяного газа увеличился на 6,5% по сравнению с прежним уровнем. Рост был вызван повышением предельной цены оптовой реализации сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке и увеличением тарифа по транспортировке сжиженного углеводородного газа по газопроводам от групповой резервуарной установки до крана на вводе потребителя.
– На сколько процентов в среднем ежегодно повышаются тарифы на коммунальные услуги?
– В соответствии с требованиями законодательства о естественных монополиях, с 2015 года для всех базовых субъектов естественных монополий департаментом были утверждены долгосрочные тарифы на 2016-2020 годы. С этого года АО «Астана-Энергия» утверждены долгосрочные тарифы на 2018-2022 годы.
Для ГКП «Астана су арнасы» по услугам водоснабжения и водоотведения был установлен тариф, который не будет изменяться с 2016 по 2020 год. По остальным субъектам (АО «Астана-Теплотранзит», АО «Астана – Региональная электросетевая компания, ТОО «Астанаэнергосбыт») в сфере тепло- и электроэнергетики, начиная с 1 января 2016 года, был предусмотрен ежегодный рост тарифов в размере от 3,1 до 5,2% до 2020 года.
ТОО «Астанаэнергосбыт» является субъектом, оказывающим услуги на общественно значимых рынках в сфере электроснабжения. Тарифы на услуги электроснабжения не менялись с 1 января 2016 года.
В случае изменения тарифов субъекты естественных монополий, согласно законодательству, должны известить потребителей об этом за месяц. Но при этом рост допускается только до уровня утвержденного долгосрочного тарифа на текущий год.
Долгосрочный тариф может быть увеличен в период его действия только в случае роста цен на стратегические товары, необходимые для предоставления услуг, и при привлечении субъектом естественной монополии займов международных финансовых организаций.
Также хотел бы отметить, что тарифы на долгосрочный период принимаются вместе с обязательным утверждением инвестиционных программ и тарифных смет субъектов естественных монополий. Все мероприятия инвестиционной программы должны исполняться, также должны быть освоены статьи расходов, предусмотренные в тарифных сметах. В случае, когда неосвоение составляет более чем 5%, нами вводятся компенсирующие тарифы, то есть платежи за услуги субъектов естественных монополий снижаются.
– Почему нельзя избежать роста тарифов вообще?
– Размер тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и в целом коммунального комплекса зависит от множества внешних факторов, в том числе цен на стратегические товары. Стратегические товары для производства тепловой энергии – это уголь, газ, мазут, дизельное топливо, для водоснабжения – электрическая энергия и так далее.
Департаментом могут утверждаться средневзвешенные тарифы, когда размеры тарифов остаются на одном уровне в течение пяти лет, а можно утвердить тарифы с ежегодным ростом, то есть отдельно на каждый год. При утверждении средневзвешенного тарифа, когда он вводится в действие, происходит резкий скачок, что неудобно для потребителей. Также он представляет неудобства самому предприятию, так как в последние годы его применения тариф не покрывает реальные затраты предприятия, то есть не является актуальным. Поэтому большинство базовых субъектов естественных монополий, имея такой опыт, перешли на предельные уровни тарифов, утвержденные в отдельности на каждый год, с ежегодным незначительным ростом.
– Какие меры вами были приняты за последний период по недопущению фактов необоснованного роста цен и недобросовестной конкуренции в столице?
– В прошлом году нами было проведено расследование в отношении нескольких розничных реализаторов в связи с одномоментным повышением цен на бензин Аи-92/93, Аи-95/96 и дизтопливо в период август – декабрь 2016 года. В их действиях усматривались признаки антиконкурентных согласованных действий. По итогам расследования эти предприятия были привлечены к административной ответственности, сумма штрафа составила 278,7 млн тенге, также был изъят монопольный доход в размере 187,7 млн тенге.
Также в 2017 году нами проведено расследование по факту установления и поддержания ТОО «Астана LRT» монопольно высоких цен за парковку в аэропорту. При этом в ходе проведения расследования завышенные тарифы ТОО «Астана LRT» были изменены. С 1 октября 2017 года действуют сниженные тарифы. По итогам расследования мы направили административное дело в Специализированный межрайонный административный суд столицы. На сегодняшний день идут судебные разбирательства.
Было проведено расследование в отношение ТОО «Аль-Барс Газ», которое занимается розничной реализацией сжиженного нефтяного газа в баллонах в географических границах Шортандинского района Акмолинской области, за установление монопольно высоких цен. Компания Специализированным межрайонным административным судом Астаны привлечена к административной ответственности, наложен штраф с конфискацией монопольного дохода.
В октябре 2017 года нами начато расследование в отношении розничных реализаторов угля. Как вы помните, в этот период в столице существенно повысилась цена на твердое топливо. В случае если факты нарушения законодательства подтвердятся, нами будут приняты меры антимонопольного реагирования, что влечет за собой высокие штрафные санкции и конфискацию монопольного дохода.
Хотел бы пояснить, что основаниями для начала расследования являются обращения физических или юридических лиц, сообщения средств массовой информации, материалы, поступившие от государственных органов, в том числе обнаружение департаментом при осуществлении своей деятельности в действиях субъекта рынка, местных исполнительных органов признаков нарушения законодательства РК в области защиты конкуренции.
– Как часто вами применяется новый инструмент – внесение уведомлений?
– При наличии в действиях субъекта рынка признаков недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим или монопольным положением мы вносим ему уведомление о нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции без проведения расследования. В случаях, когда субъект в течение десяти рабочих дней не устранил действий, указанных в уведомлении, антимонопольный орган выносит решение о проведении расследования.
В 2017 году нами было вынесено 13 уведомлений, в том числе в сфере розничной реализации электроэнергии для бытовых потребителей, транспорта, предоставления сервисных услуг, продаж первичного жилья, услуг по проведению лабораторных исследований, реализации продовольственных товаров. В частности, они касались таких нарушений, как недопуск на парковку старого железнодорожного вокзала мини-вэнов, навязывание застройщиками услуг аффилированных сервисных компаний, оказание услуг по обслуживанию системы видеонаблюдения многоэтажного дома без общего согласия жильцов. Уведомление было вынесено продуктовому магазину, вывеска которого гласила, что все товары там реализуются по 350 тенге, хотя в действительности цены были разные.
Субъектами было исполнено девять и, соответственно, не исполнено четыре уведомления. По неисполненным уведомлениям нами проводятся расследования.
Мансия САКЕНОВА