Информбюро

Тарифы в новом году

О новшествах в тарифной политике на брифинге в столичном акимате сообщил руководитель Департамента Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК по городу Астане Булат ТАНАБЕРГЕНОВ.

Напомним, 30 декабря 2022 года Главой государства в рамках совершенствования тарифной политики по принципу «тариф в обмен на инвестиции» подписан закон о внесении изменений в Закон РК «О естественных монополиях».

Департамент Комитета по регулированию естественных монополий по городу Астане осуществляет контроль деятельности 75 субъектов естественных монополий, в том числе 59 субъектов, состоящих в местном разделе государственного регистра и 16 субъектов, делегированных из республиканского.

Субъекты естественных монополий оказывают регулируемые услуги по 103 видам, из них:
13 – в сфере водоснабжения и водоотведения;
19 – в сфере электро – и теплоэнергетики;
5 – в сфере транспортировки газа и нефти;
65 – в сфере железнодорожного транспорта;
1 – в сфере кабельной канализации сетей телекоммуникаций.

Кроме того, департамент регулирует и контролирует соблюдение порядка ценообразования 4 субъектов общественно значимого рынка по 3 видам услуг в соответствии с Предпринимательским кодексом, а также деятельность 5 базовых субъектов естественных монополий, в том числе:
АО «Астана-Энергия»;
АО «Астана-Теплотранзит»;
ТОО «Астанаэнергосбыт»;
АО «Астана – Региональная электросетевая компания»;
ГКП на ПХВ «Астана су арнасы».

– Департаментом по базовым субъектам естественных монополий утверждены предельные тарифы и тарифные сметы до 2025 года, кроме того, в связи с отзывом заявления на утверждение тарифа в 2022-2027 гг. для АО «Астана-Энергия» тариф на 2023 год утвержден без инвестсоставляющих, – отметил Булат Танабергенов.

По его словам, в соответствии с Посланием Президента РК от 1 сентября 2022 года, поставлены конкретные задачи по экономической политике, в том числе о необходимости перехода к новой концепции тарифной политики «тариф в обмен на инвестиции».

– Как уполномоченный орган, осуществляющий контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, департаментом проведен анализ технического состояния субъектов в сфере коммунальных услуг. Выявлен ряд проблемных вопросов для обеспечения надежного и бесперебойного предоставления коммунальных услуг в столице. Говоря о тарифах, хотел бы отметить, что в первом полугодии 2022 года действовал мораторий на рост тарифов населения. Если сравнивать 2023 год с прошлым годом, то тарифы на коммунальные услуги остались на уровне, – отметил спикер.

Несмотря на сдерживание тарифов на коммунальные услуги, идет постоянное увеличение цен на материалы (трубы, задвижки, запасные части) и оборудование.

В этой связи в рамках совершенствования тарифной политики по принципу «тариф в обмен на инвестиции» 30 декабря 2022 года Главой государства был подписан закон о внесении изменений в законодательство «О естественных монополиях», в котором обозначен ряд нововведений.

– Пока говорить об определенном росте тарифов преждевременно, поскольку каждый случай будет рассматриваться в индивидуальном порядке, в зависимости от технического состояния инженерной инфраструктуры. Это будет связано с подачей заявок субъектов естественных монополий, и мы будем исходить от их уровня. Повышение тарифов также будет зависеть от нововведений, которые были приняты в рамках Закона «О естественных монополиях». Когда именно будет повышение тарифов, сказать не могу, так как это зависит от подачи заявок, – сообщил глава ведомства.

Ежегодно социальной поддержкой охватывается 185 тысяч человек: 110260 – пенсионеры по возрасту, из них 14 – ветераны ВОВ, 27693 – лица с ограниченными возможностями, 7955 – дети-инвалиды, 26124 – многодетные семьи, 5738 – многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», 20896 – малообеспеченные граждане.

Булат Танабергенов также отметил, что на сегодняшний день весь процесс от заявки до принятия окончательного решения прозрачен. Каждый потребитель может зайти в базу «Монополист», увидеть заявку субъекта и какие расходы предусматриваются. При принятии окончательного решения при утверждении тарифа проводятся публичные слушания с участием депутатов маслихата, общественных объединений, населения и всех заинтересованных лиц. Потребитель может следить за ходом решения вопроса по каждому тарифу. Объявления о проведении общественных слушаний публикуются в СМИ и социальных сетях. Параллельно ведется трансляция общественных слушаний в сети Facebook.
– В этой связи просим всех заинтересованных лиц активно участвовать в процессе формирования тарифов и утверждения инвестиционных программ, – обратился к аудитории спикер.

Износ сетей и оборудования

Глава ведомства сообщил, что износ инженерных сетей по городу Астане, который напрямую отражается на качестве и надежности предоставляемых коммунальных услуг, в среднем составляет около 41%, из них в сфере теплоэнергии – 47%, водоснабжения – 41%, водоотведения – 40%, электроэнергии – 30%.

В департаменте планируют снизить износ инженерной инфраструктуры, оборудования минимум на 15%, усилить контроль субъектов естественных монополий за целевым использованием средств потребителей, а также защиту прав и интересов потребителей.

– Важно учитывать, что есть естественный износ, который составляет порядка 2-3% ежегодно. В данном направлении внесены поправки в закон с целью предоставления монополистам возможности организации ремонтных работ за счет привлечения инвестиций. Мы ожидаем, что эта работа будет проводиться поэтапно, 7-8 лет. Это в первую очередь позволит улучшить качество предоставляемых услуг, – сообщил глава департамента.

Заработная плата работников

В коммунальной сфере города (тепло-, водо-, электроснабжение) работает более 5000 квалифицированных работников. Заложенные в тарифе заработные платы работников, по данным статистики, ниже, чем средняя заработная плата по отрасли в столице. К примеру, по итогам 3-го квартала 2022 года средняя зарплата составляет 362482 тенге, а в тарифе по электроэнергии заложена сумма 244962 тенге, по теплу – в среднем 158200 тенге, по воде – около 220 927 тенге, что значительно ниже средней заработной платы в Астане. В связи с чем принято решение о повышении заработной платы работникам отрасли.

Бесхозные сети

Еще одной проблемой в сфере ЖКХ является наличие бесхозных сетей, за эксплуатацию которых отвечает сразу несколько организаций, и это в целом влияет на качество оказываемых услуг.

– Для повышения качества и надежности оказываемых услуг монополисту будут компенсироваться расходы за управление бесхозными сетями. Что касается ожидаемого повышения на 2023 год, здесь есть несколько факторов, которые влияют на рост тарифов. Первое – это рост цен на производство электроэнергии, которые позволят генерировать новые мощности на станциях и снизить имеющийся дефицит. Второе – изношенность сетей и оборудования, низкая заработная плата по сравнению со средней статистической заработной платой по Астане, – рассказал спикер.

Социальная поддержка

При этом будет уделено внимание защите социально уязвимых слоев населения.

Из средств местного бюджета предоставляются следующие виды социальной помощи в виде компенсации на возмещение оплаты коммунальных расходов:

– на приобретение твердого топлива;
– на газификацию;
– денежные выплаты на оплату коммунальных услуг.

Денежные выплаты на оплату коммунальных услуг, содержание жилья, абонентская плата за телефон предоставляются:

– ветеранам ВОВ, зарегистрированным и проживающим в благоустроенных квартирах, в зависимости от площади занимаемого жилья: до 35 кв. м – 1 МРП, от 35 до 50 кв. м – 6 МРП, от 50 до 80 кв. м – 7 МРП, от 80 кв. м и более – 8 МРП;
– ветеранам ВОВ, зарегистрированным и проживающим в индивидуальных жилых домах, – 5 МРП;
– ветеранам боевых действий на территории других государств и ветеранам, приравненным по льготам к ветеранам ВОВ, – 2,4 МРП;
– другим лицам из числа вдов воинов, погибших (умерших, пропавших без вести) во время ВОВ, не вступивших в повторный брак, – 4,4 МРП.

Кроме того, оказывается единовременная социальная помощь в размере 16 МРП следующим категориям граждан: лица, проживающие в частных жилых домах с местным (печным) отоплением, являющиеся его собственниками (нанимателями) либо членами семьи собственника (нанимателя) и не имеющие другого жилья, из числа пенсионеров по возрасту, лиц с инвалидностью, детей-инвалидов, многодетных семей.

При этом среднедушевой доход на одного члена семьи не должен превышать 4 прожиточных минимума. В случае проживания в одном частном жилом доме нескольких лиц, имеющих право на получение социальной помощи на приобретение твердого топлива, компенсация выплачивается только одному из них.

Статьи по Теме

Back to top button