КультураНовости

Театр открывает двери

Осень – пора открытия сезонов для всех театров и творческих коллективов страны. Государственный академический русский театр драмы имени М. Горького распахнет свои двери для зрителей 24 сентября.

Каким спектаклем откроет очередной 121-й сезон старейший театр, как изменился состав труппы, чем будут радовать театралов в новом году, мы поговорили с директором театра Айболатом ЖАУДЫРОМ.

– Каким спектаклем будет открыт новый театральный сезон?

– Открытие 121-го сезона состоится уже скоро. Мы покажем нашему зрителю спектакль «Гоголь. Петербург», презентация которого состоялась в завершение прошлого сезона. Эта постановка мистического со множеством загадок спектакля молодого российского режиссера Рачи Макатаева. Жанр постановки – некая сценическая фантазия по мотивам произведений Николая Гоголя из цикла «Петербургские повести». Добавлю, что зрителей на открытие сезона мы будем ждать в МТЮЗе по улице Омарова, 47Б, так как мы до сих пор находимся в ожидании ремонта.

– Расскажите, как творческая труппа, коллектив театра пережили этот непростой год.

– Да, карантин подкосил нас, но мы не останавливались. Работали и в режиме офлайн, и онлайн, работали удаленно, в общем, научились жить в новых условиях. Мы открыли малую сцену, где было поставлено восемь новых премьерных спектаклей, приняли участие в международных онлайн-фестивалях и онлайн-гастролях. Актер Сергей Маштаков создал авторское онлайн-радио GORKYFM и снял цикл короткометражных фильмов «Кино в театре», в котором приняли участие только актеры нашего театра. Актеры прошли онлайн-курсы повышения квалификации в ГИТИСе. Но для нас сегодня первый вопрос – это ремонт театра. Радует, что в этом году мы наконец-то получили положительное заключение госэкспертизы и для нас наступил новый этап – идет конкурс, результат которого определит поставщика услуги. И сразу начнется долгожданный ремонт в нашем здании. Думаю, что ремонт займет полтора-два года. Но хочется надеяться, конечно, что следующий 122-й сезон будет открыт в родных стенах театра.

– Ремонт коснется только здания театра или будет проведена модернизация оборудования?

– Собственно, проект называется «Ремонтно-реставрационные работы», которые коснутся всего – от крыши до пола. Планируется замена всех наружных и внутренних инженерных сетей, потому что много лет здесь ничего не ремонтировалось. Как-то было так: тут подлатали, там замазали, но капитального ремонта не было. Кстати, 50 процентов от общей стоимости работ отведено на модернизацию светового и звукового оборудования. К примеру, полностью заменим штанкетную систему. Если раньше она была ручная, то после ремонта у нас появится автоматическая система. Отмечу, что средства на ремонт нам выделяет акимат города.
– Вернемся к творческой составляющей работы. Изменился ли состав труппы? Есть ли новые актеры?

– Да, состав изменился. В этом году труппу покинул Роман Чехонадский, мы уже почти год работаем без него, он перешел в алматинский театр имени Лермонтова. В Государственный академический казахский музыкально-драматический театр имени К. Куанышбаева ушел наш главный художник Канат Максутов. Уехал на ПМЖ в Германию наш любимой артист, золотой голос театра Александр Лукашевич. Три актрисы: Анастасия Кумбароски, Айжулдыз Халикова и Елизавета Гутяр – во время карантина успели сходить в декретный отпуск и уже вернулись на работу. Еще один наш ведущий актер Максим Ященко сейчас в поиске, пока работает у нас на 0,5 ставки. В прошлом году мы потеряли Анну Семенихину – нашу заведующую труппой, всеми любимую не только нашим коллективом, но и многочисленными друзьями театра. У нас большие потери. Но к нам пришли молодые артисты, уже начали работать Вадим Халиков, Анастасия Понеделкова и Елизавета Гутяр. В этом году планируем провести кастинг и набрать актеров. В основном, нам требуется мужской состав, нужны и молодые, и взрослые, и актеры среднего возраста. Сразу оговорюсь, поскольку наш театр является академическим, то принимать мы будем только профессиональных актеров. Я убежден, что у каждого профессионала должно быть соответствующее образование.

– Будет ли продолжена практика приглашения на разовые постановки режиссеров из других театров, городов и стран?

– Приглашаться новые режиссеры будут. В прошлом году выпустили спектакль «Кин IV» по пьесе Григория Горина. Постановка стала возможной благодаря совместному творческому проекту Российского института театрального искусства – ГИТИС
(г. Москва, РФ), Фонда поддержки и развития театрального образования, Министерства культуры РФ и «Росконцерта». Такие проекты в дальнейшем будем продолжать. Будут реализовывать свои творческие планы и свои режиссеры. К примеру, режиссер театра Бекпулат Парманов работает сегодня над новым спектаклем. Людмила Крючкова покажет детские сказки. В общем, планов много. Планируем участвовать в различных, в том числе и международных фестивалях. Подали заявку на фестивали «Подмосковные вечера» и «Золотой Витязь» в Москве, сейчас ждем ответа.

Участие в различного рода фестивалях крайне важно для творческого коллектива. Как решается вопрос финансирования?

– Поездки нам оплачивает Управление культуры, мы без их ведома не можем двигаться, и это обоснованно. Конечно, есть фестивали, организаторы которых берут на себя все расходы. Но, к примеру, если коллектив едет в дальнее зарубежье, то суточные по закону составляют 80 долларов на человека, это небольшая сумма, но в совокупности достаточно много. Сегодня мы лишены большого зала, принимаем всего 10-15 зрителей, что, конечно, не окупает затрат. Если бы работал большой зал, мы могли бы себе позволить поехать куда-то. Добавлю, что текучка наших кадров, о которых рассказал выше, конечно, обусловлена в основном личными обстоятельствами. Но, я думаю, что отсутствие возможности работать в полную силу в большом зале повлияла на психологию актера. Актер не может ждать до бесконечности улучшения условий труда. Если он не видит будущего, если у него есть сомнения, то будет искать какие-то выходы для творческого потенциала. Конечно, мы стараемся, обеспечиваем молодых актеров общежитием, наши работники могут принимать участие в государственных программах для работников культуры, но и об условиях труда нужно тоже не забывать. Это, на мой взгляд, первостепенно.

– Будут ли какие-то проекты, приуроченные к большой дате в истории страны – 30-летию Независимости?

– Все наши работы приурочены к 30-летию Независимости. Что касается какой-то отдельной пьесы на историческую тему, то мы не нашли работы большого художественного уровня. Да, есть такой момент в нашей работе, когда режиссеры сетуют на отсутствие хороших пьес. Я вам скажу так, необходимо работать в тандеме. У нас в Казахстане есть драматурги, которые не могут найти своего режиссера. В планах в этом сезоне взять пьесу казахстанского драматурга и сделать свой спектакль. Надеюсь, что эта задумка воплотится лишь к концу театрального сезона. Расскажу, что есть сейчас такой проект «Драма KZ» – это фестиваль современной драматургии. Организаторы отбирают пьесы талантливых авторов по всей стране и организуют читки, во время которых драматург видит и слышит свою пьесу на сцене и получает экспертную и зрительскую оценку на обсуждении. У нас с ними есть договоренность на реализацию проекта в столице, где есть много замечательных площадок, где можно показать все. Эту идею из-за пандемии пришлось отложить. Однако мы к ней вернемся. Планов у нас громадье. Вот дождемся окончания ремонта и откроем на базе театра студию для режиссеров и других специальностей, которые нам будут нужны. Будем открывать детские студии. И совсем не важно, будет ли в дальнейшем ребенок актером, главное, мы поможем кому-то реализоваться, а кому-то просто полюбить театр.

Метки

Похожие статьи

Закрыть