НовостиОбщество

Тепло и тарифы

Почему в отдельных случаях жители столицы переплачивали за тепло? Могут ли вырасти счета астанчан за теплоснабжение в грядущем отопительном сезоне в случае сильных морозов? Сколько средств вернули потребителям после перерасчета по итогам сезона 2020-2021? На эти и другие вопросы ответил исполняющий обязанности председателя Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК Асхат ЖАПСАРБАЙ.

Он выступил на брифинге Службы центральных коммуникаций и ответил на вопросы, касающиеся тарифов на коммунальные услуги – одной из самых злободневных тем для горожан. Спикер рассказал, что Комитет планирует не допускать необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги до конца 2021 года, и объяснил, почему обычно дорожают блага цивилизации.

– На конечный уровень тарифа коммунальных услуг оказывает значительное влияние уровень цен стратегических товаров, таких как уголь, газ, мазут, электроэнергия. К примеру, в конечном тарифе услуг электроснабжения и теплоснабжения до 50 процентов составляет стоимость топлива. В конечном тарифе на газ для конечного потребителя до 80 процентов занимает оптовая цена на голубое топливо, – сказал Асхат Жапсарбай.

Поэтому основными факторами, влияющими на повышение тарифов, является увеличение оптовых цен на товарный газ, тарифов на электроэнергию энергопроизводящих организаций. Повышение тарифов энергопроизводящих организаций с учетом надбавки за ВИЭ (возобновляемые источники энергии – прим. ред.) в среднем произошло на 7,2% с начала 2021 года.

– Среди нерегулируемых факторов – передача субъектам естественных монополий бесхозных сетей, затраты на содержание сетей с учетом принятия их в доверительное управление, рост стоимости угля, – уточнил Асхат Жапсарбай.

С учетом этих факторов ориентировочно с 1 сентября 2021 г. тарифы на коммунальные услуги в Казахстане могут вырасти в среднем на 3,5%.
Спикеру задали различные вопросы, так или иначе связанные с тарифами, счетами за тепло и работой антимонополистов.

– Почему в отдельных случаях жители столицы переплачивали за тепло?

– Мы проводили по этому поводу очень много проверок в Нур-Султане. Действительно, выявляли нарушения. Мы привлекали к административной ответственности теплоснабжающие организации, но связано это было больше с тем, что правоотношения теплоснабжающих организаций и ОСИ или КСК были не урегулированы. Это стало основанием того, что потребители дома переплатили, эти факты были.
Мы вынесли предписание о том, чтобы там, где потребители переплатили, теплоснабжающая организация возвратила средства. Такая работа проводится, она не масштабная и может быть разной в зависимости от каждого ЖК.

В целом тарифы за тепло в Нур-Султане с 2020 года не изменились. Напомню, что тарифы на теплоснабжение зависят от температуры наружного воздуха.

– Мы наблюдаем рост на продукты питания. Коммунальные расходы также не отстают от этого повышения. Объясните причины роста тарифов, и каковы дальнейшие действия ведомства по их регулированию?
– Комитет проводил работу по сдерживанию тарифов на коммунальные услуги с 2020-го на 2021-й годы. Однако из-за повышения тарифов сейчас пересматриваются тарифы энергопроизводящих организаций. Мы проводим максимальную работу по сглаживанию тарифов для населения. Надеемся, что резкого повышения не будет. Должен отметить такие факты, как рост цен на уголь – 9 процентов, повышение оптовых цен на газ – до 10 процентов с 1 июля.

– Насколько эффективны штрафы на крупные компании-монополисты за нарушения законодательства?
– Каждый раз, когда мы привлекаем к адмответственности субъектов естественных монополий и общественно значимого рынка, мы задумываемся: насколько это окажет позитивный эффект для потребителей? Монополисты из года в год допускают одни и те же правонарушения. Крупные штрафы не имеют большого эффекта. Сейчас мы рассматриваем поправки, в которых мы будем административные штрафы заменять на экономические. В качестве штрафов предполагается снижение тарифов для населения или отдельного потребителя.

– Тарифы на тепло когда-то принимались по типам домов, и чем новее было здание, тем ниже ставился тариф, чем старше – тем выше. Но не все новые здания теплые. Если нет теплосчетчика, расчет ведется именно по этому условному показателю. Проводилась ли корректировка этих тарифов?
– В столице оснащенность общедомовыми приборами учета составляет 99,7 процента. При этом для населения расчеты производятся, исходя из фактического потребления на основании показаний счетчиков. Начисления осуществляет ТОО «Астанаэнергосбыт» в зависимости от наличия и отсутствия общедомового прибора учета. Тарифы на теплоснабжение в столице не менялись.

У нас утверждены нормы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению города Нур-Султана для потребителей, не имеющих приборы учета. Средняя норма потребления тепла домов, к примеру постройки 1985 года, составляет 0, 316 гигакалорий на 1 кв. метр. Это корректируется в зависимости от температуры наружного воздуха.

Для ветхого жилья мы предусмотрели так называемый пониженный тариф – 2 176 тенге за гигакалорию. С социальной точки зрения для потребителей, проживающих в ветхих домах, повышения тарифов не произойдет. Думаю, нагрузки не будет.

Как жильцы могут проверить правильность снятия показаний с теплосчетчиков и их занесение в квитанции для оплаты?
Жильцы домов могут проверять теплосчетчики в жилых домах. Если их не допускают к приборам учета, или нет возможности получить эту информацию, можно обратиться в комитет по регулированию естественных монополий.

Хотелось бы также отметить, что для сверки данных по потреблению тепла вы вправе запросить у монополиста ведомость суточных параметров общедомовых приборов учета. Если он откажет, комитет будет реагировать, и мы постараемся защитить права жильцов этого дома или ЖК.

– Предприятие «Астана Су Арнасы» периодически сообщает о незаконных врезках бытовой канализации в ливневую. Это загрязнения окружающей среды. Что необходимо для прекращения этой практики?
– Это актуальный вопрос. Согласно Водному Кодексу РК, потребители, пользующиеся услугами водоснабжения и водоотведения, обязаны не допускать сброс ливневых и дренажных вод в систему водоснабжения. Есть правила приема сточных вод в систему водоотведения, в которых говорится, что приему не подлежат, допустим, грунт, песок, поверхностный сток с промышленных площадок, сколы льда, снега. Над этим осуществляется контроль со стороны монополиста. Если такие факты выявят, акиматы имеют право составить протокол об адмправонарушении в отношении потребителей, что сбрасывают вещества, которым не место в системе водоотведения.

– Сколько средств вернут потребителям в новом отопительном сезоне после перерасчета по итогам сезона 2020-2021?
– 415 млн тенге уже возвращено потребителям за указанный период. Кроме того, проводится работа по внедрению временных компенсирующих тарифов. Зачастую их применяют как меры по сдерживанию, когда имеются аппетиты на повышение тарифов у монополистов.

Асхат Жапсарбай также рассказал, что на 2021-2025 годы субъектам сферы ЖКХ утверждены инвестиционные программы. В результате вложенных инвестиций ожидается снижение количества аварий, показателей износа основного оборудования, нормативно-технических потерь, увеличение заработной платы административно-управленческого и производственного персонала.
В планах ведомства – мониторинг передач бесхозяйных сетей и объектов, построенных за счет бюджетных средств в коммунальной сфере в доверительное управление СЕМ; выработка новых подходов к дифференцированному тарифообразованию для различных групп потребителей, а также механизмов адресной помощи для социально уязвимых слоев населения; совершенствование и практическое внедрение стимулирующего метода тарифообразования в пилотном режиме.

Метки

Похожие статьи

Закрыть