благоустройство

Тепло в каждый дом

Комфортная квартира – это когда зимой тепло, а летом прохладно. За состоянием труб и столичной системой отопления в городе следит компания «Астана-Теплотранзит».

В интервью нашему корреспонденту заместитель председателя правления по производству АО «Астана-Теплотранзит» Марат СЕИТКАЗИЕВ рассказал о работе важного столичного объекта.

– Интересно узнать краткую историю предприятия.

– Основные объекты тепловых сетей Астаны введены в эксплуатацию в 70-80-х годах прошлого столетия. Сегодня общая протяженность сетей составляет 1047 километров: 285 – магистральные, 762 – распределительные.

Для обеспечения стабильного гидравлического режима в городе работают 14 насосных станций, они обеспечивают надежную перекачку тепловой энергии и поддержание необходимого давления в системе.

– В чем заключается суть вашей работы?

– Основной целью нашего предприятия является бесперебойная передача и распределение тепловой энергии от источника до конечного потребителя. Мы обеспечиваем комфортный температурный режим в квартирах и домах, и это наша ключевая миссия.

При этом важна не только передача тепла, но и безаварийное содержание сетей. Ежедневно проводятся обходы трубопроводов для выявления износа и разрушения изоляции, поскольку это приводит к теплопотерям. Наша повседневная работа – эксплуатация и поддержание сетей в рабочем состоянии.

Сложности зависят от района. На старых улицах, которые относятся еще ко временам Целинограда, есть участки сетей 1960-х годов.

Сейчас у нас в планах до 2030 года заменить 32 километра трубопроводов, что снизит износ тепловых сетей. Уже сейчас ежегодно меняем по 8-10 километров.

В прошлом году было заменено 9700 метров сетей: 8500 – в рамках инвестиционной программы, 1200 – в рамках текущего ремонта.

– Много в городе аварийных участков?

– На сегодняшний день мы для этого и существуем, чтобы их не было.

– Вы говорите, что ежегодно меняете 8-10 километров устаревших теплосетей. В какой период это производится?

– В зимний период разрабатывается проектно-сметная документация, которая проходит государственную или частную экспертизу в зависимости от диаметра труб. Это подготовительный этап. Реализация проектов начинается только после завершения отопительного сезона, так как в холодное время года невозможно отключить потребителей от тепла.

Летом, когда отопление не работает, но необходимо горячее водоснабжение, прокладываются временные тепловые сети. Этот этап длится около четырех месяцев. Во время работ трубы могут временно проходить по асфальту, что вызывает вопросы у жителей. Мы объясняем, что это временная мера: как только строительство завершится, асфальтовое покрытие и детские площадки будут восстановлены.

– В комментариях в соцсетях горожане любят жаловаться: у кого-то в доме сильно жарко, просят уменьшить отопление, у других в новых домах очень холодно. Что можно ответить таким потребителям?

– Ежегодно разрабатывается режимная карта, которая определяет комфортную температуру для подачи тепла. Этот показатель ежедневно отслеживается и корректируется в зависимости от погодных условий.

Например, 7 февраля, когда температура наружного воздуха составляла -18°C, на источнике была задана температура подачи 106°C. Однако, поскольку температура изменилась до -16°C, параметры подачи тепла также корректируются.

В новых жилых комплексах установлены автоматические системы регулирования подачи тепла. Это позволяет настраивать температуру подачи в соответствии с погодой, предотвращая перегрев и лишние расходы для жильцов. В старых домах, где пока нет автоматических систем, регулирование температуры осуществляется по старинке. Однако со временем все здания планируется оснастить современными системами, что позволит сделать теплоснабжение более эффективным и экономичным.

– Какая работа проводится по автоматизированию тепловых узлов?

– Тепловые узлы находятся в кондоминиуме, то есть у участников КСК. Мы подводим тепло к зданию, а дальше это уже вопрос хозяина дома. КСК занимается его обслуживанием и усилением. Таким образом, сами жильцы решают вопросы установки и эксплуатации оборудования тепловых узлов.

– Какую работу выполняют непосредственно ваши сотрудники?

– Мы занимаемся двумя основными направлениями – эксплуатацией и наладочными работами.

Служба наладки занимается потребителями, то есть теми, кто жалуется на холод или жару. Мы выезжаем, выясняем причину и принимаем меры для устранения жалоб. А летом контролируем подготовку к зиме. Процесс включает в себя проведение работ по промывке и опрессовке системы теплопотребления здания. При этом обслуживающая организация должна оповестить жильцов о предстоящем проведении работ, разместить объявление о промывке и опрессовке системы, когда отключают воду.

Эксплуатация занимается ежедневными обходами, выявлением дефектов на трассах и их устранением. Также для подготовки к следующему отопительному сезону мы проводим гидравлические испытания всей сети протяженностью 1047 километров. В этом процессе участвует весь персонал, включая остановку транзита.

Мы создаем необходимое давление и выдерживаем его в течение 10 минут. Если система выдерживает, то теплотрасса считается прошедшей испытание на плотность и герметичность. Случаи выявления утечек или порывов можно увидеть в новостях, например, фонтан из-за лопнувшей теплотрассы – это результат гидравлических испытаний. Такие испытания нужны, чтобы выявить слабые места, где есть коррозия или усталость металла, чтобы в дальнейшем провести ремонт и подготовиться к следующему отопительному сезону. Этим занимается эксплуатирующая организация.

– Цифровизация может помочь в вашей работе или, скажем, робот?

– Никогда. Это мое личное субъективное мнение: искусственный интеллект никогда не сможет на шаг вперед продумать какой-то прогноз. Он может в данный момент оценить ситуацию и дать какую-то команду, придумать выход из сложных ситуаций. Но искусственный интеллект никогда не подскажет вам, как устранить проблему. Здесь уже нужен творческий подход.

Если у вас прорвало трубу, что скажет искусственный интеллект? Он просто зафиксирует факт. То есть он может только указать участок, где произошел прорыв трубопровода, и констатировать, что давление упало. А дальше уже дело человеческого разума, нашей профессиональной подготовки и интуиции. Мы устраняем этот порыв.

В случае с дальними порывами тоже есть много вариантов решения проблемы. Можно заменить участок, можно поставить временную «лапу» на период завершения отопительного сезона, можно заменить часть трубы, а еще поставить саркофаг, но это уже более сложные работы.

Екатерина ТЫЩЕНКО

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button