НовостиОбщество

Тест-драйв длиной в два года

В течение двух ближайших лет в госзакупках смогут участвовать только отечественные марки автомобилей.

Недавно вступило в силу постановление Правительства РК «Об установлении изъятия из национального режима». В нем обозначен  перечень импортных товаров, которые не будут допускаться к госзакупкам. Абсолютный приоритет будет у аналогичных товаров, произведенных в Казахстане и имеющих сертификат о происхождении товара формы «CT-KZ».

В перечень иностранных товаров входят:

  • легковые автомашины и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме автобусов, троллейбусов), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили;
  • трансформаторы электрические, катушки индуктивности и дроссели;
  • провода изолированные, кабели и другие изолированные электрические проводники, включая оптоволокно.

Этот порядок планируется сохранять на протяжении двух лет. По мнению разработчиков,  эта мера  даст возможность отечественным предприятиям развиться, стать крепче. Сегодня в Казахстане производится порядка 60 моделей автомобилей, в том числе  Ravon, KIA, SsangYong. Но хотя они  собираются на казахстанских заводах, при этом имеют низкую локализацию. Большая часть компонентов  – импортная. Нарастить производство собственных комплектующих непросто. Несмотря на применяемую 20%-ную фору на казахстанские товары, на тендерах  зачастую предпочтение отдается импортным машинам, оборудованию, которые выгоднее либо по качеству, либо по цене. А при недостаточном сбыте трудно внедрять инновационные программы.

Отечественные производители смогут снизить себестоимость легковых автомобилей, если не менее половины компонентов будет казахстанского производства. По мнению вице-министра индустрии и инфраструктурного развития РК Аманияза ЕРЖАНОВА, на наращивание локализации потребуется от 3 до 5 лет, в зависимости от финансирования и уровня протекционизма. При этом он отметил, что в министерстве уже многие пересели на  автомобили KIA. Другие  иномарки будут продолжать использоваться до выработки их ресурса.

В производстве кабельной продукции,  трансформаторов казахстанское содержание гораздо выше – в среднем 80%. Но  у этих предприятий есть нереализованный  потенциал развития как по наращиванию ассортимента, так и по снижению себестоимости. Предполагается, что за эти два года, когда на тендерах, конкурсах будет участвовать лишь казахстанская продукция по перечисленным трем позициям, предприятия нарастят «мускулы» и смогут конкурировать на пространстве ЕЭС, а может и по ряду позиций  с мировыми производителями.

Конечно, придется перетерпеть болезни роста, когда качество  казахстанской продукции, возможно, будет  не самого высокого уровня, а цена  не похожа на китайскую, но все страны прошли через этот период, получив в итоге сильные предприятия.

Ольга ФЛИНК

Метки

Похожие статьи

Закрыть