Общество

Трудный путь к прилавку

События последних лет – сначала пандемия, потом усиление геополитической напряженности, санкционная война – все это заставляет задуматься о том, сможет ли Казахстан самостоятельно накормить своих граждан в случае ухудшения ситуации?

Вопрос продовольственной безопасности возникает каждый раз, когда смотришь на прилавки супермаркетов –  отечественного продукта там гораздо меньше, чем импортного, из стран ближнего зарубежья. Почему так происходит? Неужели мы так и не научились производить свое?

Но при изучении рынка становится ясно: производить научились, в достаточных объемах и отличного качества, есть современные заводы по переработке сельхозпродукции, есть специалисты. А вот реализовать товар зачастую крайне сложно. Как отмечают представители местных компаний, часто крупные сети ставят местным производителям множество барьеров, и казахстанский продукт вытесняется импортом. В результате многие вынуждены снижать объем производства. Удивительно, но даже стремительно дорожающий рубль не влияет на цену российской продукции на полках казахстанских супермаркетов. И эксперты поневоле задаются вопросом о качестве – из чего же сделаны импортные продукты и какая маржа в них заложена? Вряд ли зарубежные поставщики работают себе в убыток, а низкая цена, скорее всего, объясняется просто: дешевое качественным не бывает.

На низкие цены ориентируются в первую очередь супермаркеты – дешевые продукты можно продать быстрее, а об их качестве и своем здоровье пусть покупатель сам заботится. В итоге и местные потребители, чтобы совсем не прогореть, порой вынуждены идти на снижение собственных стандартов.

И все же, почему продукция казахстанских производителей часто теряется на полках магазинов среди импорта? Ответ дал директор ТОО «Казмясопродукт» Серик ИЛЬЯСОВ:

– Наша продукция есть в крупных сетевых супермаркетах, но проблема в том, что не весь ассортимент там представлен, они берут только несколько позиций, самых ходовых, по их мнению, предпочитая не заморачиваться. В чем сложность работы с сетями? Мы отдаем свою продукцию на реализацию и очень долго ждем денег за проданный товар, а ведь нам надо и сырье закупать, и зарплаты платить. Часто нашу продукцию хранят не должным образом, она портится, но проконтролировать это мы не можем, договора составляются не в нашу пользу. Все заполнено продукцией из ближнего зарубежья, она гораздо хуже по качеству, но из-за этого дешевле, для сетей маржа выше, они больше зарабатывают. А ведь речь идет о здоровье нации!

О сложностях сотрудничества с торговыми сетями говорит и Михаил ТЕПЛЯШОВ, директор ТОО «Курочка Ряба»:

Для производителей продуктов питания торговые сети выставляют очень жесткие условия для сотрудничества. Требуют ретробонусы – процент от реализации товара, что повышает цену любого поставщика и соответственно растет цена для покупателя. Если бы государство поддержало местную пищевую промышленность, контролировало вопросы реализации продукции в торговых сетях и ввоз импорта, то благодаря такой регулировке можно было бы снизить стоимость отечественных товаров.

Какой поддержки ждут казахстанские производители продуктов питания?

Единственной – помочь им продать свою продукцию, максимально облегчив путь к покупателю.

В других странах муниципалитеты требуют от сетей предоставлять своим производителям режим наибольшего благоприятствования – выделять приоритетные места на полках, дополнительные места для выкладки, внедрять механизмы быстрой оплаты за реализованные товары, продвигать отечественные бренды. Как утверждают представители отрасли, если у нас не внедрять подобные подходы, то доля казахстанских продуктов питания в собственной стране будет неумолимо снижаться, а это прямо скажется на нашей продовольственной безопасности.

– Сегодня импорт продовольствия достиг критического уровня, так по итогам 2021 года он составил порядка 4,9 млрд долларов. Мы отдаем свой рынок продуктов питания другим странам. События последних месяцев показали какие мы уязвимые, любой импорт привязан к курсу валюты. Настало время поддерживать и развивать свое, отечественное. «Покупая казахстанскую продукцию, мы как граждане своего государства вносим вклад в развитие отечественного производства», – считает директор департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП «Атамекен» Ербол ЕСЕНЕЕВ.

Казалось бы, всем понятно, что развитие производственных отраслей, а тем более производства продуктов питания – это стратегически верный путь развития экономики. Пищевая отрасль является фундаментом продовольственной безопасности страны. Отраслевые эксперты считают, что государству пора взять этот вопрос на контроль и заняться корректировкой законодательных актов, регулирующих торговлю. На фоне нынешней мировой нестабильности никто не может поручиться, что завтра импортное продовольствие не исчезнет с наших прилавков. Поэтому, по словам экспертов, нужно стремиться к тому, чтобы в торговых сетях, как и в остальных точках продаж продуктов местного производства было не менее 70%.

Мы верим, что товары с гордой надписью: «Сделано в Казахстане» будут пользоваться приоритетом в наших магазинах. Ведь прибыль от их реализации идет на развитие производства, создание новых рабочих мест и пополнение госбюджета. Продуктовый патриотизм для нас является пока еще чем-то непонятным. А ведь он ведет к стабильности и предсказуемости цен на продуктовом рынке.

Сания Ерсаинова

 

Похожие статьи

Закрыть