Общество

Угольные тупики

Последние три года каждая осень в столице начинается с ажиотажа на угольных тупиках. В социальных сетях потоком идут скандальные посты и комментарии. Чем недоволен народ и как влас­ти влияют на ситуацию? Редакция газеты «Вечерняя Астана» разбиралась в этом.

Дефицит и рост цен
Осень 2016 года запомнилась астанчанам огромными очередями на угольных тупиках. Люди жаловались, что сутками стоят за топливом. Причиной неожиданного для столицы дефицита тогда назвали нехватку вагонов.
Директор департамента АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Даулетбек НИГМЕТОВ в ответ на это написал пост в социальной сети facebook: «Говоря о нехватке вагонов в зимний период, грузоотправители и грузополучатели забывают отметить, что о потребностях населения в твердом топливе вспоминают лишь с наступлением холодов, несмотря на то, что ежегодная подготовка к отопительному сезону начинается в мае».
Отопительный сезон осени 2017 года опять начался со скандала – цены на уголь резко выросли. По данным мониторингового агентства energyprom.kz (которое, в свою очередь, ссылается на информацию Комитета по статистике Министерства экономики РК), в сентяб­ре 2017 года тонна угля по Казахстану в среднем обходилась гражданам почти в 11000 тенге. Это на 6,6% больше, чем в августе, и сразу на 18,9% больше, чем в сентябре 2016 года.
То есть в 2016 году астанчане покупали шубаркульский уголь по цене 10607 тенге за тонну, а в 2017-м – уже по 14230 тенге. Причем столица по дороговизне топлива была на втором месте после Актобе.
Примечательно, что отпускная цена угля с разреза или шахты в тот момент не изменилась или изменилась, но не сильно. В своем комментарии газете «Вечерняя Астана» директор Сарыкольского угольного разреза Кайрат МУСИН говорил, что, по его мнению, ситуацией пользовались перекупщики и непомерно накручивали цены в связи с ранним и резким похолоданием.
Теми же причинами объяснил происходящее на угольных тупиках председатель Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК Сунгат ЕСИМХАНОВ: «Ажиотаж произошел в связи с резким похолоданием и возросшим спросом на шубаркульский уголь, а высокие цены связаны в первую очередь со спекулятивной накруткой посредников».
В свою очередь, «КТЖ – Грузовые перевозки» сообщили, что доля транспортной составляющей в цене угля в 2017 году в Казахстане повысилась всего на 4% и нехватки вагонов для перевозки угля нет.
Антимонопольный комитет начал масштабную проверку в отношении трех производителей и 96 оптово-розничных поставщиков. Провели 20 расследований, в 12 случаях выявлены нарушения, сообщила пресс-служба ведомства. В итоге АО «Каражыра» и 49 оптово-розничных поставщиков оштрафованы за антиконкурентные соглашения и повышение цен.
Общая сумма штрафа составила 299 млн тенге.
В настоящее время Антимонопольный комитет продолжает работу по выявлению фактов нарушения законодательства в области защиты конкуренции на рынке угля, проводит мониторинг цен.

Работа на опережение
В этом году городские власти решили сработать на опережение. Руководство акимата активно призывало горожан закупать уголь заранее, не дожидаясь холодов.
По данным Управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства, в августе 2018 года с восемью реализаторами угля (ИП Айткужинов Ж.К., ТОО «Магнит 21 век», Medina Trad., TOO «УМАР. КЗ», ТОО «Северэнергоугольснаб», ИП «Сабина», ИП «Бек-Айда») подписаны меморандумы, предусматривающие оперативный обмен информацией и фиксирование цен на угольную продукцию. Жители Астаны могут получить информацию о планируемых поставках угля, его наличии и ценах через службу iKomek (109).

Что изменилось?
Исправили ли эти меры ситуацию? За ответом на этот вопрос мы поехали на угольные тупики.
Сначала прибыли на Жубанова, 35. Покупателей не было и угля тоже, с местным начальством поговорить не удалось.
По адресу: ул. Герцена, 14/1, покупателей тоже не было, бухгалтер компании Ляззат сообщила, что с 2010 года тут торгуют только маркой «Каражыра» и очередь выстраивается, когда привозят уголь.
На другом угольном тупике по адресу: ул. Коктал, 28, в наличии имелись три сорта угля (майкубинский, шубаркульский, каражыринский).
– Уголь всегда есть, проблем нет, а также имеются запасы, – сообщил поставщик Капаш.
– Ситуация на рынке угля улучшилась, люди летом начали закупаться, поставки идут ежедневно, – отметил поставщик Арман.
По словам поставщиков, такого ажиотажа, как в прошлом году, нет.
Сейчас ситуация на угольном рынке в столице стабильная. По словам руководителя отдела топливно-энергетических ресурсов Максата ЕСМАГУЛОВА, ведется борьба с перекупщиками и реализаторами, завышающими цены.
К слову, по данным ranking.kz, на конец сентября 2018 года самые высокие цены среди крупных городов и мегаполисов страны на уголь в Уральске – 17500 тенге за одну тонну и Шымкенте – 16000 тенге. Астана – на девятом месте. Если в 2017 году шубаркульский уголь покупали по цене 14230, то сейчас он стоит 13500-13600.

Скоро заработает «Виртуальный склад»
С 1 января 2019 года жители Астаны смогут в реальном времени отслеживать поставки угля.
Модуль «Виртуальный склад» позволит в режиме реального времени производить автоматизированный подсчет остатков угля на складе налогоплательщика, а также отслеживать цепочку перемещения от производителя (недропользователя) до конечного потребителя. Данный сервис разрабатывается Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

Наша справка
По данным Управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства, с 1 августа по 23 октября 2018 года было поставлено 174,3 тысячи тонн угля. Только в минувшие выходные в город поступило 56 вагонов угля. Общее потребление угля в осенне-зимний период для нужд населения составляет 400 тысяч тонн.
В настоящее время цены на уголь за одну тонну следующие: «Шубаркуль» – 13500-13600 тенге, «Каражыра» – 14000, «Майкуба» – 12500, «Богатырь» – 9500, «Кузнецкий» – 12500 тенге.

Айгуль Курумбаева
Фото Василия КРАСЬ

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть