История

Улица народного батыра

3 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося лидера национально-освободительного движения 1916 года, участника гражданской войны 1918-1920 годов, легендарного Амангельды Иманова.

Столичная улица Амангельды Иманова берет начало от улицы Азербайжана Мамбетова, пересекается с проспектом Республики, улицами Мухтара Ауэзова, Малика Габдуллина, Шокана Уалиханова, Альмукана Сембинова, Ахмета Жубанова и заканчивается на улице Адольфа Янушкевича. Длина магистрали — 4917,2 м.

Первые поражения
Амангельды Иманов родился в 1873 году в селе № 3 Кайдаульской волости Тургайского уезда (ныне Амангельдинский район Костанайской области). Его отец Удербай Иманов происходил из рода узын-кыпчак, семья занималась земледелием, частично охотой и рыболовством. Его предок Иман Дулатулы из рода кыпчак был известным батыром и авторитетным полководцем, который участвовал в восстании Кенесары хана.

Амангельды рано лишился отца, когда ему было 8 лет. Вырос сиротой, батрачил и видел бедственное положение народа. В засушливый неурожайный 1887 год Амангельды, как и многие другие бедняки, мог найти пропитание только за счет отходных работ. Со старшим братом они батрачили пастухами у баев. Как свидетельствуют современники, Амангельды пытался по-своему сопротивляться жестокости и произволу бая. Не получив полного расчета, он на лошади бая уезжает домой. Однако бай с помощью волостного управителя отбирает лошадь, так и не оплатив труд батрака. Первое столкновение и первое поражение, неодолимая сила бая и свое бессилие оставляют неизгладимый след в сознании подростка.

Юность Амангельды проходила в период активной деятельности выдающегося педагога, демократа-просветителя Ибрая Алтынсарина. До 12 лет он учился в аульной школе, затем в медресе дулыгальского имама Абдрахмана. Здесь он проучился четыре года, освоил три иностранных восточных языка — турецкий, персидский, арабский. В 1910 году в Терисбутаке, где жил род Амангельды, по его инициативе была построена школа.

Еще до восстания 1916 года Амангельды был известен в степи как поборник народной свободы, противник колониального режима. Под влиянием освободительных идей Первой русской революции 1905-1907 годов он участвует в вооруженной борьбе против баев. Юный Амангельды, испытавший байский произвол и не раз пытавшийся защитить себя и друзей от самоуправства волостных управителей и аульных старшин, перестает батрачить. Примерно с 20-летнего возраста он вместе со старшим братом Бектепбергеном работает в его кузнице, занимается охотой. Меткий стрелок, отличный наездник, по натуре активный, энергичный, вольнолюбивый, жизнерадостный джигит имеет друзей не только в своей Кайдаульской волости, он становится известным и за ее пределами. Ему не раз приходилось сталкиваться с власть имущими.

Неблагонадежный
Установив тесную связь с группой коммунистов, А. Иманов прославился на всю Тургайскую степь как организатор национально-освободительной борьбы крестьянских масс. В 1896-1908 годах царское правительство неоднократно сажало его в тюрьму, считая неблагонадежным.

Публикации 1950-х годов, равно как и некоторые более поздние, приписывают ему также участие в «вооруженной борьбе против баев»: во время волнений 1905-1907 гг. ему было уже 32-34 года. Тем не менее данных об этом участии в них нет ни в русских, ни в казахских источниках, помимо канонической советской историографии, в которой нет ссылок на архивные материалы или документы.

«Не раз ему пришлось побывать в тюрьмах, ездить в Петербург по делам заключенных казахов», — отмечается в советской энциклопедии (впрочем, без ссылок на источник). Ни в каких других публикациях не обнаружено сведений о его пребывании «в тюрьмах». Утверждение о поездках в Санкт-Петербург, тем более неоднократных, «по делам заключенных» также не нашло документального подтверждения и выглядит крайне малодостоверным.

В статье «К двадцатипятилетию партии» 7 марта 1923 года Алиби Джангильдин, отдавший жизнь за власть Советов, упоминал имя Амангельды. «Иманов, — писал он, — был из бедных батраков. Один из первых борцов угнетенных, он пробуждал трудовые массы к сознательной жизни. Он чувствовал, что с победой будут сняты вековые оковы рабства, что словом не проймешь железные сердца правителей, и с первых дней восстания сделался врагом их, вступив в ряды активных борцов революции. Вдохновляя своих единомышленников, он был стойким до последней минуты свой жизни».

Сарбазы Амангельды
Амангельды — представитель передовых слоев казахского трудового шаруа (бедных крестьян) начала ХХ века. Благодаря активному участию в общественной жизни аула, способствовавшему его значительному политическому развитию, он стоял в передовой шеренге освободительного движения. В обстановке подъема революционного движения в царской России в 1916 году началось восстание в Казахстане и Средней Азии. Поводом к восстанию в Казахстане явился указ царя Николая II от 25 июня 1916 года, названный «реквизицией», о призыве казахов в возрасте 19-43 лет на прифронтовые окопные работы. В ходе восстания А. Иманов проявил себя как стойкий боец, убежденный в антинародном характере государственной власти. Восстание имело политическое значение, было направлено против колониальной политики царского правительства, имело целью освобождение народа и продолжалось до февральской революции в России.
В степях Тургая повстанческое движение оказалось настолько мощным, что совладать с ним для власти представлялось весьма трудной задачей, ведь почти все военнообязанные были призваны и сражались на европейских фронтах. Во главе восставших здесь стояли военачальники Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин. Амангельды сумел создать дисциплинированный конный отряд с четко налаженным взаимодействием частей. В разгар восстания под знаменами Амангельды находилось около 50 тысяч бойцов. В октябре 1916 года только в Тургайском и Иргизском уездах было образовано около 20 отрядов. Амангельды установил в отрядах строгую дисциплину, научил повстанцев пользоваться оружием и требовал усвоить правила ведения боевых действий. «Мы организовали несколько кузниц. Здесь наши кузнецы вместе с рабочими, бежавшими от мобилизации из Атбасара, Акмолинска и даже из Семипалатинска, переделывали и чинили берданки, охотничьи и старинные фитильные ружья, ковали ножи, топоры, пики… Мы сами готовили порох, лили пули, делали седла и сбруи», — вспоминал Джангильдин.

Из десятков тысяч неорганизованных повстанцев Амангельды Иманов создал стройный и дисциплинированный военный организм с жестким иерархическим подчинением и разделенный на десятки, пятидесятки, сотни и тысячи. Во главе каждого подразделения стояли свои начальники — десятники (онбасы), пятидесятники (елубасы), сотники (жузбасы) и тысячники (мынбасы). Также был сформирован специальный отряд снайперов (мергенов). Сам Амангельды Иманов был избран сардарбеком — главнокомандующим повстанцев со своим четко функционирующим военным советом (кенес).
Амангельды открыто готовится к войне против царизма. В первую очередь он собирает оружие, сохранившееся у населения. Для сбора лошадей, седел, продовольствия в каждый аул он назначает уполномоченного. По его заданию с населения собирается скот из расчета по одной голове со 100 голов крупного рогатого скота, по одной голове мелкого рогатого скота с 25 голов. По 3 рубля с крестьянского и по 100-500 рублей с байского хозяйства. Причем с баев эти сборы в случае отказа взыскивались в принудительном порядке. В аулах организуют кузницы, назначаются специальные люди для снабжения их железом, углем, свинцом. Определяются города, поселки и отдельные лица, с которыми должны держать связь повстанцы, указываются все способы связи с ними, а также места остановок. В Иргизский, Кустанайский, Атбасарский уезды, а также на Джезказганский и Карсакпайский рудники Амангельды направляет специальных людей, чтобы не допустить проникновения сюда войск и подготовить постой для своих сарбазов.

Восстание
В 1916 году Иманов стал героем восстания, произошедшего после того, как местное население призвали на тыловые работы Первой мировой войны. Он занимался агитацией, используя кинематографический аппарат «Гок», который принадлежал Джангильдину: показывали степнякам картины, и те, заинтересовавшись, присоединялись к восстанию.

Известно одно из обращений Иманова к городскому населению: «Злые люди — все ваши и наши враги — пустили слух, что мы, восставшие за свои права, будем убивать всех русских. Это ложь. Мы не воюем с трудовым русским народом. Мы воюем с царем, с царскими порядками, со своими баями и муллами, которые продали нас царю и проливают нашу кровь. Не верьте злым слухам!»22 октября 15 тысяч повстанцев во главе с А. Имановым окружили
Тургай, осада которого продолжалась несколько дней. Тем временем к городу в трех направлениях двигался экспедиционный карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лаврентьева в составе 17 стрелковых рот, 18 казачьих сотен, 4 кавалерийских эскадронов, 18 орудий, 10 пулеметов и прочих. Получив сведения о приближении превосходящих сил царских карателей, повстанцы сняли осаду Тургая и выступили навстречу отрядам царских войск. 16 ноября казахские сарбазы численностью 12 тыс. человек в районе почтовой станции Топкойма атаковали карательный отряд подполковника Катомина. Основная масса повстанцев для сохранения живой силы во второй половине ноября отошла на 150 км от Тургая и сосредоточилась в районе Батпаккары. Отсюда совершались партизанские рейды против карателей со второй половины ноября 1916 года до середины февраля 1917 года. Схватки между повстанцами и карателями происходили на Татыре, Акчиганаке, Дугал-Урпеке, в Куйуке. Напряженными были бои в районе Батпаккары, где находился штаб Иманова.

В этой операции ярко проявился организаторский и военный талант Амангельды. Его сарбазы показывали пример бесстрашия и решительности. Царское правительство было вынуждено выслать карательные войска, чтобы дать отпор воинам Амангельды. Только после прибытия основных вооруженных сил противника, через 27 дней, Амангельды отвел свое войско. В январе 1917 года он снова предпринял действия по захвату города, но был вынужден отступить, так как силы были неравные. В это время Амангельды стал проникаться передовыми идеями большевистской партии. После победы февральской революции число повстанческих отрядов в степи резко возросло, а в конце 1917 года Амангельды занял Тургай.

Комиссар Тургайского уезда
В октябре 1917 — январе 1918 года Амангельды активно участвовал в установлении советской власти в Тургае и Тургайской области, был военным комиссаром Тургайского уезда. Вступил в ряды членов РКП(б) под влиянием Алиби Джангильдина, участвовал в работе областного съезда Советов (Оренбург, 1918).
В июле 1918 года во главе группы советских работников проводил выборы аульных и волостных Советов. Во время гражданской войны совместно с Джангильдиным формировал первые в Казахстане казахские национальные красноармейские части, помогал красным партизанам в тылу войск Колчака, ему пришлось сражаться с людьми атамана Дутова.

И с этого времени по декабрь Амангельды возглавлял партизанское движение против войск Дутова. В середине декабря отряды под командованием Джангильдина, Иманова и Киселева освободили Тургай, и Иманов стал военным комиссаром Тургайского уезда. Большевики выдали ему деньги на формирование красноармейских частей.

В апреле 1919 года противники Советов совершили переворот в Тургае. После ликвидации советской власти в Тургае 20 апреля 1919 года А. Иманов был взят в плен. Беловардейцы убили его за несколько часов до вступления в город Красной армии.

Память
Амангельды Иманов был похоронен на Алаколе, в 1940 году перезахоронен в районном центре Амангельды (бывший аул Батпаккара). В 1960 году на могиле установили памятник. Автор монумента — первый казахский профессиональный скульптор, заслуженный деятель искусств, народный художник Х. Наурызбаев. Памятник расположен на площади перед зданием молодежного досугового центра «Шугыла».

ЦК КП Казахстана 15 мая 1944 года принял решение «О дне чествования памяти казахского народного героя Амангельды Иманова». Тогда впервые более ярко была показана его роль как политического деятеля.
Особое место в публикации этих лет занимает статья Г. Мусрепова «Величественный образ». Автор справедливо выступал против упрощения образа батыра. Он осуждал взгляды тех, кто рассматривал Амангельды как только что рожденного казахским эпосом батыра. В противовес такому взгляду бытовало не менее легковесное мнение, согласно которому А. Иманов — вождь восстания, первый организатор советской власти в Казахской степи, не поднимался выше простого охотника, батрака, смелого джигита. «Такое упрощенное представление об Амангельды Иманове, — писал далее Г. Мусрепов, — не менее вредно отразилось на создании образа настоящего полководца и государственного деятеля нового типа».
О героизме Амангельды Иманова многие хорошо знают благодаря учебникам, кино. Его имя носят улицы и школы. О нем сняты кинофильмы. В одноименном районе есть музей Амангельды Иманова.

Сыновья легендарного Амангельды
Рамазан Амангельдиев родился в 1911 году в ауле № 3 Батпаккаринской волости Тургайского уезда. В 1938 году Рамазан успешно заканчивает Коммунистический институт журналистики и становится редактором «Пионера» — республиканского журнала для детей. Работа целиком захватила его. На страницах казахстанских изданий публикуются рассказы, очерки и стихи начинающего литератора. Написать яркое повествование о жизни и героических делах отца, воплотившего в себе лучшие черты народа, было мечтой Рамазана. Но осуществить ее он не успел. Вышли в свет лишь небольшие рассказы, литературные эскизы, посвященные отдельным эпизодам богатой событиями жизни Амангельды.

В октябре 1941 года он уходит на фронт. Под Москвой тогда решалась судьба Родины. На одном из участков фронта, в районе города Алексин, оборону держал 843-й стрелковый казахский полк 238-й стрелковой дивизии, в котором служил сын легендарного Амангельды.

Скуп и лаконичен язык официальных документов воинских частей и соединений: «Геройски сражался сын легендарного батыра казахского народа, руководителя восстания казахской бедноты в 1916 году против царского правительства Амангельды Иманова, Рамазан Амангельдиев. Рядовой автоматчик Амангельдиев, оказавшись один в окружении группы фашистов, принял неравный бой. До последнего патрона отбивался герой. Амангельдиев погиб, отдав свою жизнь за Родину».

В 1998 году в центре Кызыл-орды был установлен памятник Амангельды Иманову. На церемонию открытия были приглашены потомки батыра, в том числе его второй сын Шарип. По словам аксакала, в то время в стране было два памятника его отцу, и этот стал третьим. Бюст Амангельды Иманова выполнен из бронзы. Батыр изображен с решительным взглядом, гордо поднятой головой, в левой руке сжимает саблю, а правая рука полусогнута на уровне груди. Бюст установлен на прямоугольном постаменте, облицованном мраморными плитами. В верхней части постамента выбита надпись: «Амангельды Иманов. 1873-1919».
Как писал Ильяс Есенберлин, «львиное сердце должно быть у того, кто правит людьми и берет на себя ответственность за них перед Богом». Львиное сердце Амангельды Иманова мужественно билось за чаяния простого народа.

Не сохранилось ни одной прижизненной фотографии Амангельды Иманова. Он занимает достойное место в историческом ряду вместе с такими батырами, как Исатай Тайманов, Сырым Датов, Махамбет Утемисов, Кенесары Касымов.

Прошло более ста лет после его смерти. За это время в память о национальном герое написано много публикаций, статей, произведений, фильмов и картин. Знаменитые поэты и писатели, такие как Габит Мусрепов, Жамбыл Жабаев и другие, посвятили Амангельды Иманову свои стихи. Известный художник Абылхан Кастеев написал портрет национального героя и картины «Наступление Амангельды», «Тургайская кампания».

В 1938 году режиссер М. Левин снял героический фильм «Амангельды». В честь батыра названы улицы во многих городах Казахстана, в том числе в столице.

Рахметолла ЗАКАРЬЯ,
сотрудник Института истории и этнологии РК

Статьи по Теме

Back to top button