Управляйте своими деньгами грамотно

В целях повышения уровня финграмотности утверждена Концепция повышения финансовой грамотности населения на 2020-2024 годы.
Зачем нужно развивать финансовую грамотность и почему стоит уделить особое внимание формированию знаний в области финансов, рассказал начальник Управления региональных представителей города Астаны Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Рустам ГАБДУЛКАФЕЕВ.
— Давайте для начала определим, что такое финансовая грамотность. Для чего она нужна? Какие люди считаются финансово грамотными?
— Под финансовой грамотностью понимается совокупность следующих компонентов. Во-первых, умение пользоваться финансовыми услугами и инструментами. Владение навыками управления собственными финансовыми средствами. Также уровень информированности населения о финансовой системе, принципах ее функционирования и защите прав потребителей в сфере финансовых услуг.
Повышение знаний является основным элементом системы защиты прав потребителей финансовых услуг, обеспечением экономической стабильности и общественного благосостояния.
С учетом указанных составляющих финансово грамотный гражданин должен обладать следующими качествами. Уметь планировать свои доходы и расходы, а также формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств. Быть в курсе финансовых новостей и уметь использовать необходимую информацию. Рационально выбирать услуги и продукты и ответственно подходить к вопросам, связанным с кредитованием. Важно знать и уметь отстаивать свои законные права и интересы как потребителя финансовых услуг. Вдобавок ко всему уметь распознавать признаки мошенничества. Знать о рисках на рынке финансовых услуг, особенности продуктов и инструментов, уметь выбирать лучшие для себя условия. Еще одно не менее важное качество — знать базовые аспекты договорных отношений и ключевые пункты, на которые нужно обращать внимание при заключении договоров.
— Как бы вы оценили уровень финансовой грамотности населения на текущий момент?
— Сейчас наблюдается рост уровня финансовой грамотности в Казахстане. Люди стали ответственнее в оплате счетов, дисциплинированнее в финансовом планировании и ведении бюджета, в формировании сбережений после уплаты ежемесячных обязательных трат. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного Агентством по регулированию и развитию финансового рынка.
— Еще одна важная проблема — финансовая безопасность. Как вы считаете, почему казахстанцы попадают в ловушку мошенников и отдают средства в финансовые пирамиды?
— В основе проблемы втянутости населения в сомнительные проекты по извлечению дохода, включая финансовые пирамиды, кроются два основных аспекта. Во-первых, недостаточный уровень знаний. Во-вторых, иллюзия легких денег.
— Какие последствия влечет низкий уровень финграмотности, как на личном, так и на страновом уровне?
— Финансовая грамотность как элемент государственной социально-экономической политики ведет к улучшению благосостояния и качества жизни граждан, расширяет доступ к информации для потребителей, а также обеспечивает больший охват и доступ населения к финансовым услугам. Основными негативными последствиями недостаточного уровня финансовой грамотности во многих странах являются возможный рост долговой нагрузки населения, риски снижения темпов экономического роста и снижения доверия населения к финансовой системе.
— Как правильно управлять финансами? Какие простые советы можно дать населению?
— Планирование играет важную роль в жизни каждого человека. Это правильное управление доходами и расходами. Результатом такого процесса, как финансовое планирование, является личный план. Планируйте финансы в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Существует универсальная и простая модель управления своими финансами, построенная на трех капиталах («китах»). Первый — ваш текущий капитал. У вас должны быть под контролем в зоне доступности деньги на ежемесячные расходы. Второй — резервный капитал, финансовая «подушка безопасности», то есть неприкосновенный запас, который придаст вам уверенность в завтрашнем дне. Третий «кит» — пассивный капитал, который формируется из различных инструментов по принципу «Один раз сделал — получай прибыль все время».
— Как государство решает вопросы финансовой грамотности населения? Расскажите о вашем проекте при партнерстве Центра поддержки гражданских инициатив.
— По поручению Главы государства постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2020 года № 338 утверждена Концепция повышения финансовой грамотности населения на 2020-2024 годы.
Реализация концепции позволит улучшить знания потребителей финансовых услуг, защиту их прав и интересов, облегчить доступность финансовых продуктов, повысить доверие к финансовой системе. Сайт www.fingramota.kz — один из проектов по повышению грамотности населения, реализуемых Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка. Он предназначен для широкой аудитории с разным уровнем подготовки и разными финансовыми возможностями.
Также мобильное приложение FinGramota Online предоставляет населению удобный интерактивный инструмент для взаимодействия с агентством по вопросам деятельности финансового регулятора, защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения финансовой грамотности. Посредством данного мессенджера пользователи в режиме 24/7 могут задать вопросы, касающиеся нарушений их прав как потребителей, условий использования финансовых продуктов, а также взаимодействия с финансовыми организациями, сообщать о случаях мошенничества и сомнительных организациях, в чьей деятельности усматриваются признаки финансовых пирамид.
— Надо ли знакомить с финграмотностью детей?
— Финансовую грамотность необходимо прививать с ранних лет. В связи с этим Концепция повышения финансовой грамотности населения на 2020-2024 годы предусматривает мероприятия по повышению грамотности детей, в которые включены, в частности, разработка и выпуск приложения к детскому изданию для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
— Почему, на ваш взгляд, у нас важно развивать эту тему?
— этот элемент государственной социально-экономической политики ведет к улучшению благосостояния и качества жизни граждан, расширяет доступ к информации для потребителей, а также обеспечивает большой охват и доступ населения финансовыми услугами.
Достаточный уровень финансовой грамотности позволяет гражданам правильно и рационально пользоваться финансовыми услугами, обеспечивает защищенность от мошенничества.
Сабина АРЫСТАН