ИсторияНовости

Уроки истории

31 мая Казахстан отмечает День памяти жертв политических репрессий. В выступлениях руководителей государства, научной литературе, публикациях в СМИ неоднократно встречается мысль о том, что поступательное и динамичное развитие суверенного Казахстана во многом зависит от уровня исторического сознания народа, поэтому изучению своего прош­лого принадлежит ключевая роль в формировании гражданского и межнационального единства. Особенно справедливо и важно это по отношению к такому сложному периоду, как репрессии 1930-1950-х годов. Каждая сильная нация должна демонстрировать сплоченность не только вокруг великих достижений и героических страниц своей истории, но и вокруг трагедий и бед.

Исследования по истории карательной системы СССР к настоящему времени весьма обширны и разно­образны, изучены различные аспекты репрессивной политики в отношении самых различных слоев населения. Историки в целом дают общую картину и представление о том, что из себя представляла и как действовала машина государственного террора. В науке Казахстана, ставшей волею руководителей СССР одним из главных полигонов по «воспитанию» несогласных, эта тема также очень востребована, проводится большая работа, которая имеет значительные конкретные результаты в виде статей, книг, сборников, диссертаций. Например, на базе Карагандинского университета «Болашак» действует историко-просветительский центр по изучению истории массовых политических репрессий ХХ века, реализуется научно-просветительский проект «Карлаг: память ради будущего». Немало сделано и в области мемориализации жертв политических репрессий, как на государственном уровне, так и в части общественных инициатив.

Однако по-прежнему остаются «белые пятна», например, функционирование лагерной империи ГУЛАГа, условия содержания, проявление протестов заключенных и другие вопросы. Но одними из наиболее сложных проблем являются особенности исторической памяти, современное общественное восприятие и оценки того периода.

Период репрессий уже тогда ввел в лексикон и передал в печальное наследство такие страшные идеологические понятия, как «враг народа», «предатель», «политический», «антисоветский элемент», «националист», «особенно опасный государственный преступник» и другие подобные ярлыки и клейма, которые оставались с людьми и их родственниками, увы, на долгое время. За более чем сомнительные «антисоветские связи» и «вражескую деятельность» миллионы людей были лишены честного имени, свободы, будущего, а часто и жизни.

Как известно, история способна выполнять самые разные социальные задачи — она может развлекать читателя, увлекать к постижению чего-то нового, раскрывать тайны и загадки прошлого, побуждать к самостоятельному поиску, учить и наставлять на достойных примерах, объяснять причины важных общественных процессов и событий и т.д. Какова же миссия истории в отношении такой драматической и трагической темы, как советские политические репрессии? Зачем об этом нужно знать нам, современникам, во всех, пусть даже самых страшных подробностях?

Существует точка зрения, что мы изучаем и постигаем историю для того, чтобы не делать роковых ошибок в будущем. Выражение «политические репрессии» в нашем коллективном сознании невольно рисует самые угнетающие картины — переполненные эшелоны, гнетущие постройки лагерей, режимные зоны, холодные застенки, расстрельные отряды, безымянные могилы… Сотни тысяч людей, десятки народов понесли колоссальные жертвы, сломанные судьбы, загубленные жизни. Но также это и поразительные примеры несгибаемого мужества, бесстрашия, самоотверженности, человеческой верности, преданности близким и родным, беззаветного служения своим идеалам, ненависти и презрения к палачам — сторожевым псам порочного режима.

Для Казахстана День памяти жертв политических репрессий — это особая дата. События тех страшных времен навсегда связали судьбы казахского и многих других народов, волею начальственных указаний отправленных в великие степи. Хорошо известно, как радушно принимал казахский народ, сам сильно пострадавший в жерновах массового террора, поселенцев, помогая чем можно, часто делясь последним, спасая жизни от голода. В те страшные годы зарождались и укреплялись истоки дружбы народов, взаимопомощи, уважения, восприятия чужого горя как своего, милосердия, гуманизма. На этих простых человеческих принципах и сегодня строится и крепнет общность народа Казахстана, что также является непреходящим историческим уроком и правилами нашей повседневной жизни.

Почему важно досконально изу­чать историю политических репрессий — чтобы многочисленные жертвы не остались безликой массой. Мы должны по возможности знать все имена, лица и судьбы конкретных людей, которые за ложные идеалы и амбиции правителей отдали самое ценное — свои жизни. Живая, одушевленная история всегда ближе, понятнее, доступнее, реальнее, чем многостраничные статистические сводки.

Осознавали ли мученики застенков 1930-1950-х годов и других лет, чем все закончится? Вряд ли. Но история, безусловно, в чем-то жестокая, в чем-то справедливая. И главный итог — сейчас мы знаем уже достаточно много о тех страшных временах, чтим память жертв, открываем и изучаем архивы, издаем статьи и книги, уточняем списки репрессированных, ищем могилы родных, возводим мемориалы, устанавливаем дни скорби. Наверное, это и есть пусть отложенная во времени, но все-таки победа несправедливо казненных над своими палачами, победа человеческого духа над обстоятельствами, победа жизни над смертью, победа настоящего и будущего над прошлым. Но, кажется, что самая главная наша победа еще впереди — в наших силах сделать так, чтобы подобное больше никогда не повторилось.

Разъяснение всей античеловеческой сущности репрессий, обращение общественного внимания на причины, осуществление и последствия политического преследования инакомыслящих могут стать действенным препятствием для возможных реанимаций в современном сознании мифологизированных образов всемогущих правителей, а в действительности кровавых тиранов, оправданием террора якобы благими государственными целями. Имеющие­ся научные исследования бесспорно доказывают тот факт, что руководители СССР и карательно-репрессивных органов прекрасно осознавали, что покорность и страх населения — наиболее эффективный способ манипуляции обществом, а значит, и сохранения неограниченной власти.

Еще один важный урок — это героизм и сила духа. Даже в чрезвычайно сложных условиях, вопреки давлению и своеволию лагерной администрации, преодолевая страх перед карательной системой, осознавая неминуемую угрозу жизни, представители самых разных национальностей, демонстрируя решимость в отстаивании своих взглядов, предпочитая погибнуть в сражении, а не от жестоких издевательств или нечеловеческих условий труда, объединялись в борьбе за свои идеалы. В итоге сопротивление заключенных ГУЛАГа, даже в самых строгих спецлагерях (самые известные и масштабные Воркутинское, Норильское, Кенгирское восстания), стало важным вкладом в расшатывание и некоторое ослабление советской тоталитарной системы. Поэтому, безусловно, один из важных уроков предназначается тем политическим режимам, которые ценой запугивания и человеческих жизней хотели бы оправдывать и охранять свое существование: в народной памяти жертвы навсегда останутся героями, а палачи — изгоями.

Так есть ли у истории уроки? Вероятно, мы вынуждены признать, что это вопрос для глубоких раздумий и длительных дискуссий. Такие памятные скорбные даты, как День памяти жертв политических репрессий, обращены не столько в прошлое, это не только печальный повод вспомнить историю своей страны, своих семей, но это и очень мощное послание сегодняшним и будущим молодым поколениям, которые часто воспринимают мир, спокойствие и благополучие как само собой разумеющееся, не всегда представляя, какую цену заплатили за это их предшественники.

Помним. Скорбим. И не допустим никогда снова.

 Денис ЧЕРНИЕНКО,
кандидат исторических наук, старший
научный сотрудник Института истории
государства КН МОН РК

Статьи по Теме

Back to top button