НовостиОбщество

Узда на «кусачие» цены

Что находится в арсенале продовольственного «пояса безопасности» столицы, удается ли накидывать ценовую «уздечку», когда речь идет о продуктах питания, и почему Астана больше город не чиновников, а предпринимателей? Об этом и многом другом шла речь в программе «Городская среда» на радио «Астана». Гостем студии на этот раз стал председатель правления АО «НК «СПК «Astana» Нурлан ЖАКУПОВ.

Лимит на цены

– На днях прозвучала информация о том, что в Астане составлен список продуктов, цены на которые не будут повышаться до июля следующего года. В нем 25 наименований. Сравнительно низкие розничные цены зафиксировали в двух наиболее популярных среди населения торговых сетях столицы. Хватит ли их на миллионный город?

– У нас еще есть рынок «Шапагат», куда приезжает за покупками очень много астанчан. Для тех, кто там торгует, установлена одна из самых низких арендных плат за место, в три раза ниже, чем по городу. Тем самым мы удерживаем наценку на реализуемые продукты питания. Так, килограмм говядины на «Шапагате» стоит 1350 тенге. Сегодня это востребованный рынок. Здесь устроена правильная бизнес-модель – низкая аренда и лимитированная маржа торговцев. На какие продукты зафиксированы цены? Те, что пользуются наибольшим спросом у населения – молочные и хлебобулочные изделия, гастрономия, полуфабрикаты. Ежегодно мы наблюдаем рост цен на сахар летом, когда люди запасаются вареньем на зиму. Пока рынок стабилен, у нас есть необходимый запас сладкого продукта, и мы делаем все, чтобы сахар не превысил 230 тенге за кило в рознице. Вне сезона, до апреля-мая сахар стоил 170 тенге.

– Надеемся, низкая цена не подразумевает аналогичное качество?

– Если бы было так, то потребители бы просто не приходили. Это не выгодно никому – ни торговцам, ни нам.

– Присоединятся ли к этой ценовой политике другие торговые сети?

– Мы будем работать над этим. Известно, что рынок «Шапагат» попал в список объектов, подлежащих приватизации. Принимая во внимание роль рынка в сдерживании цен на основные продукты питания, мы вышли с предложением к Правительству отодвинуть его приватизацию до 2020 года.

– Как у Астаны налажена связь с регионами? Достаточно ли развита инфраструктура продовольственного пояса? Хватает ли хранилищ?

– Очень хороший вопрос. Сегодня в столице есть два овощехранилища, рассчитанные на 5 и 8 тысяч тонн. С регионами мы тоже сотрудничаем по пищевым поставкам. Они предлагают привозить к нам овощи. Так, в Актобе недорогой газ, у них развито тепличное хозяйство. Мы развиваем внутрирегиональную кооперацию, дабы «развернуть» потоки овощей, фруктов и других продуктов по доступным ценам. И опять же рынок «Шапагат» достаточно хорошо сдерживает цены в необходимом диапазоне.
32 новые остановки

– АО «НК «СПК «Аstana» занимается и другими вопросами, кроме обеспечения продовольственной безопасности. Люди просят об установке теплых остановок, особенно на окраинах столицы, в районе новостроек. Акимат сообщил, что появится около 200 остановочных павильонов.

– К этому мы стремимся. Но работа по их установке не такая простая, как кажется на первый взгляд. Рядом с остановкой предусмотрено место для коммерции, будь то продажа цветов, газет и журналов или продуктов. Поэтому предприниматели заинтересованы в их строительстве. Бизнес идет туда, где есть поток людей. Однако это не значит, что в районах с низким пассажиропотоком люди должны страдать из-за отсутствия теплых павильонов. Мы заключили договоры с тремя инвесторами, до конца года хотим поставить 32 остановки. Совместно с ними мы установили теплые павильоны возле «Орбиты», старого вокзала, по улице Валиханова, по проспекту Сарыарка, в жилом массиве Тельмана и возле рынка «Шапагат».

– Кто выпускает теплые остановки?

– Сотрудничаем с двумя производителями – белорусской и казахстанской компаниями. Местный предприниматель собрал остановку у себя в цехе. Если она будет отвечать нашим требованиям, ее сертифицируют, а производитель получит разрешение.

Цифровые аукционы

– В прошлом году был зафиксирован рекордный объем в части продажи объектов коммунальной собственности – автовокзала «Сапаржай». С какой целью продаются эти объекты?

– Существует комплексный план приватизации, утвержденный Правительством. Есть также и принцип желтых страниц, когда государство не вмешивается, потому что бизнес более эффективен. Оценочная стоимость автовокзала составила более 484 млн. тенге, но продан он был на электронном аукционе за 1 млрд. 5 млн. тенге. Да, есть ряд активов, которые больше пассивы. Есть проекты удачные и наоборот.

– Акимат передал в доверительное управление СПК «Астана» спортивные объекты и часть коммунального имущества. Для чего это делается? Не получится, что потом они также попадут в списки приватизационных объектов?

– Прогноз – дело неблагодарное. Что касается спортивных объектов, здесь цель очень простая. С одной стороны, такая мера призвана снизить нагрузку на бюджет, потому что все эти сооружения уникальные и требуют соответствующего содержания. Теперь с их помощью можно проводить массовые мероприятия, на которых есть возможность заработать. По договоренности с акиматом мы каждый год должны уменьшать бюджетное финансирование на содержание спортивных объектов на десять процентов и увеличивать доходы спортсооружений.

МСБ в Астане

– Акимат утверждает, что благодаря программе «1000 мест – уличная торговля» выросло количество субъектов МСБ. Что нужно для получения места?

– Проект продолжается, он не приостановлен. Правила программы можно найти на официальном сайте АО «НК «СПК «Аstana». Сегодня идет подготовка к началу очередного этапа конкурса с учетом внедрения системы распределительного реестра блокчейн. Мы «уходим» в онлайн для минимизации влияния человеческого фактора. Все аукционы ждет прохождение через платформу блокчейн. Взять в аренду место по программе можно на семь лет. Аренда квадратного метра в год составляет 20 тыс. тенге. Предприниматель ставит за свой счет киоск и подключает его к сетям. Город получает цивилизованную уличную торговлю, а МСБ – возможность работать и зарабатывать. Астана уже не город чиновников, это город бизнеса. 57 процентов ВРП (валового регионального продукта. – Ред.) приходится на долю малого и среднего бизнеса. Программа «1000 мест – уличная торговля» вносит свой вклад в это.

– Как обстоят дела с привлечением иностранных инвесторов?

– Мы неустанно работаем над созданием в Астане благоприятного инвестиционного климата. Нам предложили английский проект по строительству многофункционального здания в форме матрешки высотой 150 метров. Здесь предусмотрен бизнес-центр, гостиница, культурный центр. Астана – мультикультурный город, где есть здания футуристических форм, с элементами пагоды, но здания-матрешки нет.

– Вы запустили единую службу такси? Как сегодня развивается этот проект?

– В службу такси интегрировано 18 автопарков, недавно появился еще один. Более 600 проектов, привлечены внебюджетные инвестиции. Экономия бюджета составила более 7 млрд тенге. Мы договорились с частными извозчиками, интегрировали под одним брендом, единым стилем службу дозвона.

Динара КУЛАКПАЕВА

Метки

Похожие статьи

Закрыть