Культура

В гостях у кукол

Многие взрослые продолжают верить в чудеса, что уж говорить о детях.А столичный Театр кукол помогает сохранить это чувство всем зрителям.

Когда распахиваются знакомые двери кукольного театра по проспекту Республики, 3, будто попадаешь в сказку: разноцветные диваны и пуфики, деревянные балконы и домики с театральными обитателями. Здесь есть свой живой уголок — черепашки за стеклом и разноцветные рыбки в аквариуме. Ну а дальше начинается самое настоящее везение: нам навстречу выходит легендарный художественный руководитель театра, заслуженная артистка Казахстана Куралай ЕШМУРАТОВА и ведет нас по миру волшебства.

По мнению собеседницы, театр кукол должен быть в каждом городе.

— Ведь если дети не будут играть в куклы, ходить на представления с детства, то в более осознанном возрасте они вряд ли пойдут на оперу, концерт симфонического оркестра, балетный спектакль. Я знаю массу людей, которые не ходят в театры, не знают даже, где они находятся, потому что вынуждены думать только о хлебе насущном. Но, на мой взгляд, новое поколение должно быть другим. Мы хотим, чтобы дети росли грамотными, образованными, культурными, знали, кто такой Чайковский и Курмангазы, интересовались миром искусства, — говорит спикер.

Актеры верят, что со временем в театр вдохнут новую жизнь и к ним придет еще больше зрителей.

— Сейчас театр испытывает небольшие трудности, но это все временно. У нас нет здания, которое позволяло бы приглашать больше маленьких зрителей. Мы ищем помещение, но найти его, поверьте, непросто. Стандартная высота потолков зданий, которые мы рассматривали, чуть более 3-3,5 метра. А минимальная высота потолка театрального зала должна быть порядка 6-7 метров, ведь у нас есть куклы не только планшетные, которые играют на полу, но и тростевые, где учитывается рост человека, плюс рука и сама кукла. Есть летающие образцы. В процессе они дерутся, разводят руками, милуются и т. д. — на все это нужно свободное пространство. И еще, ребенок должен верить, что на самом деле действо происходит под небом, а не в маленькой комнате, — считает художественный руководитель. — Сейчас высота театральной сцены — 4 метра. Несмотря на этот нюанс, у нас нет недостатка в зрителях. Но мы можем принимать еще больше гостей.

— Как и в любом кукольном театре, у нас есть свои звезды: Петрушка, о котором знает весь мир, тростевые куклы, очень много ростовых кукол, которые развлекают детей до представления, любимые детворой тряпичные герои, которые натягиваются на руку или пальцы, — продолжает художественный руководитель. — Хранятся куклы на складе в ящиках. Героев ближайших представлений заранее вешаем на специальные поручни. Хотя в идеале все куклы должны висеть, а помещение должно быть большим и хорошо проветриваемым, так как большинство кукол изготовлено из папье-маше. Куклы требуют такого же бережного ухода, как и инструменты, например, скрипка или пианино.

К репертуару и выбору будущих постановок в труппе относятся очень серьезно. Для самых маленьких зрителей, к примеру, должны быть спектакли с красивыми, нестрашными героями. Постановки учитывают возраст зрителей: дошколята, ученики начальных классов, среднее звено, старшеклассники и взрослые.

— За 10 лет в нашем репертуаре собралось более 25 спектаклей, среди которых добрая новогодняя постановка «Мяу, гав, чик-чирик», «Аладдин», «Еще раз о Русалочке», «Атамекен», «Король Лев», «Дюймовочка», «Солдатский котелок», «Любовь матери» («Маугли»), «Ер Тостик» и многие другие. Мы хотим задеть душу ребенка, чтобы он понимал, где нужно плакать, а где смеяться, — говорит Куралай Халекетовна. — У вас может возникнуть вопрос, какое количество кукол занято в спектаклях. От трех-пяти до 10 или 12, как в «Аладдине». Хотя качество спектакля не зависит от количества кукол. Главное, чтобы они смогли донести до зрителя мысль постановки. Можно с одной куклой и актерами сыграть шедевр, она будет всеми управлять, заставлять зал плакать и смеяться.

В репертуаре театра есть взрослый спектакль о детях, которые пострадали и погибли в результате ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне.

— О чем сюжет? На первый взгляд, девочке лет шесть-семь, а на самом деле ей чуть более 20, она влюбляется в своего одноклассника. Пьеса о ее переживаниях: почему она такая, за что ее наказали. В этом спектак-
ле всего две куклы — девочка и мальчик, остальные — актеры. Бывают вещи, которые кукла не может вытянуть психологически, за нее это делают люди. Актриса, играющая маму мальчика, доносит до зрителя внутреннее состояние куклы. С этого спектакля никто не уходит с сухими глазами, — признается Куралай Ешмуратова.
Ответила руководитель и на вопрос о том, становятся ли со временем актер и кукла похожими друг на друга.
— Кукла она как живая. Если человек любит ее, то она становится его повторением. Например, взял артист куклу в новом спектакле, пока она для него чужая. Кукольник смотрит на нее, начинает двигать, оживлять, думать… Когда кукла делает какое-то движение и застывает на мгновение, начинаешь фантазировать, ищешь в пластике, повороте головы то действие, которое может усилить словесный диалог. И волей-неволей она становится родной. Это на первый взгляд кажется, что взял куклу и пошел ею управлять. Каждая требует к себе особого отношения. Бывает даже так, что когда ею играет другой человек, она становится как сиротка и не дается новому хозяину, привыкает к одному актеру. Она становится живой, — поделилась Куралай Халекетовна.

Поразмышляла руководитель театра и о призвании кукольных артистов.

— Кукольник — это дар или призвание? — продолжает рассуждать собеседница. — Я думаю, это дар. Эти понятия очень близкие, чувствовать куклу дается от Бога. Кукольники по натуре добрые, сентиментальные, доверчивые люди. Оттого, что мы работаем с детьми, мы не хотим видеть зло и не принимаем его. Вот мне 77 лет, и я до сих пор верю в чудо, люблю сказки. Я думаю, и актеры в театре такие же.

Есть здесь и свои приметы, чтобы постановка прошла на ура.

— Я знаю, что если упал сценарий, нужно быстро сесть на него, только потом продолжать читать. Ни в коем случае нельзя трогать лицо куклы голыми руками, а самое главное, надо расположить ее к себе, поговорить с ней, похвалить, какая она красивая и нарядная. Нужно одушевить и поверить в нее, — отметила художественный руководитель театра.

Фото Василия Крась

Статьи по Теме

Back to top button