Общество

В кольце стихийных свалок

Почему вокруг столицы множатся стихийные свалки, которые видно даже из космоса? Дело только ли в сознании жителей, которым проще оставить горы отходов на окраине города, чем везти их на полигон? Ответы на эти вопросы искали участники онлайн-эфира на площадке «Астана — адалдық алаңы».

В качестве гостей на встречу пригласили менеджера проекта, организатора экологического движения «Мы за чистую страну» Шасалима ШАГАЛИМОВА и руководителя отдела Управления охраны окружающей среды
и природопользования города НурСултана Алмаза РЫСАЛИЕВА. Одна из
причин скопления стихийного строительного мусора — высокие цены по его
приемке на полигон для отходов, считают эко-активисты.

— Этот вопрос я уже поднимал на уровне Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК. За
один грузовик, допустим, с 40 тоннами стройотходов, среди которых может быть и бетон, и кирпич, нужно отдать 100 тысяч тенге. Кто будет платить такие деньги? Поэтому они отвозят мусор в степь. Также есть еще один аспект проблемы — удаленность полигона. Если речь идет о стройке в районе Жағалау, нужно ехать километров двадцать по пробкам, объяснять все патрулю. Водителю легче выехать в Косшы или Тайтобе и выгрузить мусор там, — рассказал Шасалим Шагалимов.

Что касается территории, предназначенной для утилизации стройотходов — этим вопросом занимаются местные исполнительные органы.

— Как в целом устроен процесс сбора и сортировки мусора? С контейнерных площадок твердые бытовые отходы забирают на мусороперерабатывающий комплекс. Они проходят через линию сортировки. Затем отходы складывают в брекеты и отвозят на полигон. В столице санкционированным местом хранения твердых бытовых отходов является полигон по шоссе Алаш. К сожалению, пока нет специального места
для строительных отходов. Но напротив полигона планируется сделать территорию для захоронения стройотходов с рекультивацией, — отметил Алмаз Рысалиев.

Стихийные свалки не только причиняют невосполнимый вред экологии, в прямом смысле отравляют жизнь жителям близлежащих поселков, но и дорого обходятся бюджету. Борьба с ними продолжается постоянно.

— Районные акиматы вынуждены на ликвидацию бесхозных свалок тратить бюджетные деньги, которые могли бы пойти на другие цели — поддержку малоимущих, строительство школ, детских садов, борьбу с инфекцией. Их приходится убирать, чтобы поддерживать экологический баланс города, — говорит модератор онлайн-эфира депутат городского маслихата Мирас ШЕКЕНОВ.

Другая, не менее серьезная экопроблема — сливы нечистот в водоемы столицы.

— В городе всего шесть санкционированных сливных точек, но ассенизаторские машины туда не ездят.
Можно строить полигоны, но пока машины не будут под контролем, проблема останется, — считает Шасалим
Шагалимов.

Для усиления контроля за злостными нарушителями экологии подключили видеокамеры. Но многое зависит и от самосознания общества, говорят участники эфира.

— Мы можем контролировать, координировать в рамках закона, но налагать штрафы не в нашей компетенции, — уточнил Алмаз Рысалиев.

В качестве дисциплинирующей меры экозащитники предлагают ввести штрафы, соразмерные совершенному нарушению.

О ликвидации стихийной свалки объемом примерно 200 тонн мусора за ТЭЦ-2 сообщило МИА «Казинформ» со ссылкой на управление превенции и добропорядочности департамента Агентства РК по противодействию коррупции по городу Нур-Султану. Были задействованы 4 самосвала, один погрузчик и десятки работников.

В районе Жағалау, улицы Пушкина со стороны теплиц, по улице Е-30, в районе Левого берега, напротив павильона ЭКСПО также обнаружили несанкционированные свалки со строительным и бытовым мусором, а также бордюрными блоками.

13 июня в акимате столицы сообщили, что с начала этого года за нарушение правил благоустройства к
административной ответственности привлекли более 2 тысяч правонарушителей. Строительные компании, КСК и ТОО заплатили 36 миллионов тенге штрафов.

// Фото с официального сайта акимата столицы

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть