ЗдоровьеНовости

Важна ранняя диагностика

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. По данным ВОЗ, один из 160 детей страдает расстройствами аутического спектра (далее – РАС). В республике за последние 13 лет отмечается значительный рост детей с этим диагнозом.

Комплексный подход к лечению

По словам спикеров пресс-конференции, с 2008 года по настоящее время число детей с аутизмом выросло более чем в 20 раз, особенно в последние годы. Это связано с различными факторами, в том числе и с повышением выявляемости.

Действительно, Правительством принимаются системные меры по улучшению диагностики, реабилитационных/абилитационных мероприятий. Для этого принята «Дорожная карта» по совершенствованию оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в Республике Казахстан на 2021-2023 годы.

– В рамках улучшения доступности помощи Министерством здравоохранения предприняты основные организационные шаги: организовано 74 первичных центра психического здоровья на уровне городских амбулаторно-поликлинических организаций, расширена сеть кабинетов психического здоровья до 219 на сельском уровне, увеличено количество детских психиатров в организациях здравоохранения с 2017 года на 67%, также ожидается в 2021 году более 150 выпускников резидентуры по специальности «Психиатрия», в том числе детская, – отметил заместитель директора Департамента охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения РК Олжас ­ИСКАКОВ.

Наряду с положительными новостями, касающимися лечения, существует ряд проблем межведомственного взаимодействия – это нехватка подготовленных специалистов в различных сферах (здравоохранение, образование, социальная защита, спорт и т.д.), недостаточность информирования в обществе, высокий уровень стигматизации детей и взрослых с особенностями и нарушениями в развитии, их неприятие и отторжение среди обычного населения.

Для справки. Аутизм – это общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до трех лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения.

Диагностика нового формата

Выявляемость отклонений в развитии связана с различными факторами, с внедрением методов скрининга, обучением специалистов, в том числе первичной медико-санитарной помощи, и увеличением доступности помощи.

– В настоящее время проводится работа по внедрению новых диагностических инструментов и алгоритмов в деятельность медицинских организаций. С 2019 года на уровне амбулаторно-поликлинических организаций внедряется программа ВОЗ по заполнению пробелов в области психического здоровья МhGAP при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Всемирной организации здравоохранения. Данная программа включена в программу подготовки врачей общей практики. Она представляет собой алгоритмы ранней диагностики психических, поведенческих расстройств, в том числе в детском возрасте, – сказал генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Министерства здравоохранения РК Николай НЕГАЙ.

Так, например, для самодиагнос­тики внедряется модифицированный скрининговый тест на аутизм. Он представляет собой опросник, который заполняется родителями. Анкета обладает высокой чувствительностью к проявлениям РАС, по результатам устанавливается риск (низкий, средний, высокий) наличия у ребенка расстройств.

Помимо этого, планируется введение дополнительных программ, предусматривающих улучшение взаимодействия родителя и ребенка, укрепление детско-родительских отношений, управление стрессом, решение проблем, улучшение благополучия родителей в целом и т.д.

Особое образование

По стране насчитывается 161 тысяча детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с аутизмом около 6 тысяч. В организациях образования воспитанием, обучением и коррекционно-педагогической поддержкой охвачено 96,58% детей с особыми образовательными потребностями.

МОН активно ведется работа по подготовке специальных педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с детьми с аутизмом. Так, в образовательные программы педагогических специальностей вузов включены специальные модули. Большое внимание уделяется включению детей с аутизмом в общеобразовательный процесс. С 2020 года в школах введена должность педагога-ассистента, который сопровождает детей с аутизмом в учебном процессе. Ведется работа по созданию условий для инклюзивного образования в общеобразовательных организациях, – отметила директор Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования МОН РК Айкерим КУДЕРИНОВА.

Она также добавила, что к 2025 году планируется увеличить долю дошкольных организаций и школ, подготовленных к приему лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с аутизмом, до 70%, колледжей и вузов – до 100%.

Метки

Похожие статьи

Закрыть