Важная веха в истории народа

Обретение независимости – особая веха в истории нашего народа, поскольку является воплощением чаяний многих поколений. Путь к ней был долог и извилист. Казахстану выпала роль выступить той союзной республикой, с событий в которой начался, по сути, процесс демонтажа советского строя.
В середине декабря 1986 года в ряде казахстанских городов прошли массовые протесты против кадрового решения, по которому возглавлять республику был отправлен назначенец из центра, до этого неизвестный местному населению. Выход молодежи на площади продемонстрировал ее качество субъектности, возросший уровень национального самосознания и нежелание мириться с ситуацией, когда политический лидер определяется извне. Однако понадобилось еще пять лет, прежде чем Казахстан достиг своей политической независимости. За этот период СССР пережил завершающий финал своей истории, характеризовавшийся народными выступлениями, внутриноменклатурным противостоянием, экономическим спадом, «парадом суверенитетов».
Верховный Совет КазССР принятием 25 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики осуществил первый юридический шаг к независимости. В этом конституционном акте республика провозглашалась суверенным государством, которое строит взаимоотношения с другими союзными республиками на договорной основе и сохраняет за собой право свободного выхода из Союза. Закреплялось, что на территории республики устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, за исключением вопросов, «добровольно делегированных ею Союзу», и Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений.
Произошедший в августе 1991 года путч ГКЧП и последующий роспуск КПСС ускорили процесс обретения независимости союзными республиками.
1 декабря 1991 года стал датой, когда состоялись общеказахстанские выборы Президента. Верховный Совет Казахской ССР 10 декабря принял Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики». Закон содержал два пункта, первый из которых устанавливал: «Переименовать Казахскую Советскую Социалистическую Республику в Республику Казахстан», а вторым пунктом вносились соответствующие изменения в Конституцию и иные законы республики.
Вечером 16 декабpя 1991 года Верховный Совет республики провел заседание, которое приобрело историческую значимость, поскольку на нем был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», ознаменовавший появление на политической карте мира нового государства – Казахстана.
Идеи о принципах функционирования государства, положенные в основу октябрьской декларации 1990 года, получили в указанном конституционном законе дальнейшее развитие. Остановимся на некоторых из них.
В преамбуле закона фиксируется государственная независимость Республики Казахстан. При этом данный важнейший по политико-правовым последствиям шаг связывается с волей народа Казахстана, правом казахской нации на самоопределение, решимостью создания гражданского общества и правового государства, приоритетом прав и свобод личности, общепризнанными нормами международного права, осуществлением миролюбивой внешней политики, приверженностью принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения. Статья 1 указанного закона устанавливает, что Республика Казахстан является независимым, демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяющим и проводящим внутреннюю и внешнюю политику. Единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан статья 6 провозглашает «единый народ Казахстана», который представлен «гражданами республики всех национальностей, объединенных общностью исторической судьбы с казахской нацией». Народ реализует государственную власть на основе Конституции и законов Республики Казахстан как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы. Принцип разделения властей закрепляется в статье 9, согласно которой государственная власть в Казахстане строится на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Рассматриваемый конституционный акт закрепляет самостоятельность экономической системы республики, ее соответствие статусу независимого государства, многообразие и равенство всех форм собственности. В законе закрепляется положение о Казахстане как субъекте международного права, а также содержится указание на то, что любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость.
Если в Декларации о государственном суверенитете содержалась половинчатая норма о том, что «республика имеет право по соглашению с Правительством Союза определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории», то в рассматриваемом Конституционном законе прямо устанавливается, что Казахстан «самостоятельно определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории». В статье 18 – завершающей статье рассматриваемого акта – закрепляется, что данный закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете служит основой для разработки новой казахстанской Конституции.
После обретения независимости Казахстан столкнулся с необходимостью построения современного государства, функционирующего на сущностно новых принципах. Советская модель управления не соответствовала требованиям либерально-демократического развития и рыночных отношений, которые были взяты за ориентиры для этапа независимого развития. Перед государственными структурами актуализировалась задача справиться с вызовами, связанными с кризисным состоянием практически всех общественных сфер, в котором пребывала республика после развала Советского Союза. Сегодня наша страна является полноправным членом ООН и занимает достойное место в мировом сообществе государств.
Обретение Казахстаном статуса политически независимого государства является главным событием в современной истории казахского народа. Глава нашего государства 29 сентября 2022 года подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии, культуры и праздников», согласно которому День республики, отмечаемый 25 октября, является национальным праздником, а День Независимости – 16 декабря – установлен государственным праздником.
С позиции нынешнего дня можно констатировать, что историческая значимость принятия декларации и Конституционного закона не ограничивается тем, что это первые юридические акты, провозгласившие суверенную государственность. Они закрепили парадигмальные основания современной политической, правовой и экономической систем, ориентированных на общепризнанные ценности и нормы, положения международного права. С принятием этих конституционных актов были созданы условия для развития демократического, правового государства и формирования рыночной экономики.
Развитие правовой базы независимого статуса Казахстана связано также с принятием 28 января 1993 года Верховным Советом республики Конституции, которая отразила в своих нормах все противоречия и перипетии первых лет новой политической реальности. В тот период правовая мысль и конституционная практика находились в процессе поиска релевантных для страны конституционных форм.
30 августа 1995 года в Казахстане прошел общереспубликанский референдум, на котором казахстанцы проголосовали за принятие ныне действующей Конституции. В нынешнем, 2022 году обновление Конституции создало правовую базу для построения Нового Справедливого Казахстана с принципиально иной моделью взаимодействия власти и общества, ориентированной на человекоцентричность и демократию. Конституционная реформа открывает возможности для коренных преобразований, которые призваны конституционное положение о человеке как наивысшей ценности наполнить реальным содержанием. Как было верно подмечено Вацлавом Гавелом, независимые государства невозможны без свободных, уважающих себя и самодостаточных граждан.
Укрепление независимости – процесс непростой, он требует постоянных усилий ради нынешних и будущих поколений казахстанцев, усилий не только власти, но и общества. Необходимо, чтобы каждый из нас принимал активное участие в начатой работе по построению Нового Казахстана, обновлению государства и общества. Следует присоединиться к словам Президента РК Касым-Жомарта ТОКАЕВА, что независимость для нас превыше всего, и в этом нестабильном, неустойчивом мире Казахстан никому, кроме нас, казахстанцев, не нужен. Каждый из нас должен взять на себя ответственность и внести свой посильный вклад в укрепление независимости нашего государства.
Индира АУБАКИРОВА,
доктор юридических наук, профессор КазГЮУ
имени М.С. Нарикбаева