НовостиПолитика

Важность сотрудничества

Неофициальный саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств под девизом «Туркестан — духовная столица тюркского мира»  вызвал большой интерес у политологов разных стран.  

Ильгар ВЕЛИЗАДЕ, политолог (Азербайджан):

— Несомненно, этот саммит является важным вкладом в развитие сотрудничества тюркоязычных государств. И не менее бесспорным является то, что повестку нынешнего саммита формулирует Казахстан, предлагающий новые решения для углубления сотрудничества стран-членов. Следует отметить, что наряду с решением вопросов, касающихся торгово-экономических связей и совершенствования транспортных коммуникаций, особого внимания заслуживают и темы, связанные с расширением и углублением гуманитарного взаимодействия.

Поэтому, обращая свои взоры в будущее, тюркские страны черпают энергию созидания из легендарного прошлого своих народов, вписавших немало славных страниц в летопись мировой цивилизации.

Айнура АКМАТАЛИЕВА, кандидат политических наук, доцент, директор Института перспективной политики, эксперт по вопросам внешней политики (Кыргызстан):

— ССТГ, насколько известно, проводит свой неформальный саммит по инициативе Н. Назарбаева в Туркестане, что подтверждает стремление РК играть активную роль в объединении тюркоязычных государств. ССГТ остается организацией прежде всего культурно-гуманитарного сотрудничества между странами — участницами, и выбор Туркестана, как города-центра для объединения тюркоязычных государств, весьма символичен, как и роль Первого Президента РК Н. Назарбаева. Безусловно, ССГТ имеет потенциал для расширения и углубления политико-экономического сотрудничества, которое остается на данном этапе ограниченным. Если говорить про кыргызско-казахстанские отношения, то они имеют за последнее время тенденцию к улучшению или, по крайней мере,  налаживанию диалога. На уровне многонациональных институтов наши республики разделяют общее членство во многих международных организациях, в том числе ССГТ, Кыргызстан преимущественно поддерживает внешнеполитические инициативы Казахстана в этих объединениях.

Кайратбек ДЖАМАНГУЛОВ, старший научный сотрудник Центра социальных исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики:

— Сотрудничество между двумя нашими государствами налажено исторически. В годы независимости оно только усилилось. Это можно увидеть по человеческим потокам на границе между нашими странами. Общий коэффициент интенсивности миграции (за вычетом транзитников) из Кыргызстана в Казахстан несопоставим с другими соседними государствами — 368 миграционных случаев на тысячу населения в год. Среди антропотоков из Узбекистана, к примеру, данный показатель равен 78 случаям на тысячу, что меньше в 4,7 раза, интенсивность из Российской Федерации  меньше в 22 раза.

Еще один интересный факт: более половины кыргызов в Казахстане выбирает для обучения своих детей казахские классы. В 2012 году по заказу Международной организации по миграции я проводил исследование в Казахстане. И тогда мы зафиксировали эти данные.

Если говорить о сотрудничестве на государственном уровне, то КР и РК представлены в ключевых интеграционных объединениях (ЕАЭС, ШОС, ОДКБ и другие). РК в самые трудные минуты всячески поддерживала КР, принимала участие в урегулировании конфликтных ситуаций в 2010 году.

Кыргызстан  изучает казахстанскую модель выстраивания межнационального согласия. Решены вопросы демаркации границы между братскими народами.

Есть вопросы, которые очень важны для двух братских государств. Это прежде всего контрольно-пропускные пункты на границах, поливная вода, торговля с Китаем. В частности, на границе не должно быть коррупции, искусственного затягивания времени осмотра транспортных средств. По водным ресурсам необходимо переходить на новые технологии орошения, уменьшить использование химикатов в сельском хозяйстве.

Есть много других вопросов. Самое главное, ни вода, ни границы, ни торговля не должны становиться факторами давления со стороны третьих стран. Именно поэтому такие саммиты очень важны.

Санжар САИДОВ, доктор политических наук (PhD) (Узбекистан):

— Развитие каждой страны зависит не только от эффективности общественно-политических и социально-экономических реформ во внутренней политике, но и от ее взаимодействия с соседними государствами и странами — партнерами. Есть узбекская пословица: «Қўшнинг тинч — сен тинч. Қўшнинг бой — сен ҳам бой» («Мир у соседей — и у тебя тоже мир. Сосед богат — и ты тоже богат»). Поэтому сегодня сотрудничество и добрососедство Узбекистана с тюркоязычными странами является естественным явлением.

Такие отношения всегда существовали и развивались не только между государственными органами и бизнес-структурами, но и между простыми гражданами. В качестве яркого примера можно выделить Великий шелковый путь. Он был не только путем торгово-экономических связей, но и путем культурного, научного и гуманитарного сотрудничества между нашими народами. На поздних этапах исторического развития тюркские народы Центральной Азии вместе преодолели все испытания и трудности. В регионе сформировалось уникальное сообщество межкультурного диалога, основанное на национальных, религиозных и духовных ценностях. Яркий пример тому — сотрудничество между Узбекистаном и Казахстаном.

Сегодня можно сказать, что оба суверенные государства переживают переломный момент в своем развитии. С одной стороны, быстрое развитие явлений глобализации и виртуализации создает различные нетрадиционные угрозы социальной стабильности в обществе. С другой стороны, пандемия COVID-19 и связанный с ней экономический кризис негативно сказываются на социальном положении населения.

Сегодня актуальным  является необходимость координировать деятельность соседних стран, расширять сотрудничество и находить новые направления партнерства. В этом процессе важно использование эффективных механизмов народной дипломатии.

Народная дипломатия позволяет поддерживать дружеские отношения и сотрудничество между людьми, между гражданами двух стран. С ее помощью можно реализовывать различные проекты в культурной, гуманитарной и социально-экономической сферах. Таким образом, люди смогут более широко и глубоко выражать свои чувства.

В народной дипломатии очень важны усилия общественных организаций и простых людей. В итоге экономические отношения соседних стран постепенно приобретают этнокультурный, интеллектуально-просветительский, морально-этический, религиозно-духовный характер.

Считаю, что нужно сосредоточиться на еще одном важном вопросе в этом процессе по созданию атмосферы сотрудничества и добрососедства в Центрально-Азиатском регионе. Узбекистан и Казахстан должны взять на себя ведущую роль интегратора в Центральной Азии. В первую очередь это связано с тем, что обе страны располагают достаточным геополитическим и геоэкономическим потенциалом.

Тофик АББАСОВ, политолог и советник Бакинского Международного центра мультикультурализма (Азербайджан):

— Саммит организации сотрудничества тюркоговорящих государств демонстрирует, что есть большая важность в периодических встречах и новых консультациях. Примечательно, что лидеры государств стимулируют расширение формата контактов за счет охвата новых сфер взаимодействия. Характерно, что все страны — участницы осознают важность сотрудничества и охотно посвящают свой потенциал делу общего действия.

Важно, чтобы каждая страна проявляла неформальный интерес к процессу. В этом случае участие даст о себе знать в виде конкретных рекомендаций, планов и идей. Важно сообща нарабатывать совокупный коэффициент полезного действия, чтобы он служил на общую пользу всех стран — участниц.

Арсен УСЕНОВ, политолог (Кыргызстан):

— Неформальный саммит Тюркского совета в Туркестане стал своего рода внеплановым обсуждением дальнейшего сотрудничества  его участников, в том числе в условиях пандемии. В 2020 году из-за пандемии был отложен восьмой саммит совета в Турции. Его проведение, как заявил Эрдоган, намечается в ноябре в Стамбуле. В целом, повестка неформальной встречи глав государств — участников Тюркского совета состояла в подтверждении необходимости дальнейшего углубления сотрудничества.

Как известно, в 2019 году Тюркский совет увеличился  за счет присоединения Узбекистана и включения Венгрии как наблюдателя. С расширением Тюркского совета Турция инициирует серьезные транспортно-логистические, торгово-экономические проекты. В частности, необходимо отметить, что Анкара заинтересована в создании транспортного коридора Восток — Запад, который позволил бы соединить Турцию, Каспийский регион, Центральную Азию и Китай путями для грузоперевозок. Помимо экономической выгоды, данная инициатива имеет идеологический контекст, поскольку с созданием коридора обеспечивается связь Турции с тюркоязычными странами Центральной Азии, что, по сути, влечет  более тесные связи между регионом и Турцией.

Во-вторых, интерес Турции обусловлен реализацией энергетических проектов по транспортировке нефти, нефтепродуктов.

Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ инициировал создание финансового института, что в будущем будет способствовать финансированию совместных инфраструктурных проектов, в том числе в сфере энергетики. В свою очередь глава Казахстана подчеркнул необходимость рационального использования водных ресурсов.

Примечательно, что саммит проводится после прошедшего визита премьера Венгрии Виктора ОРБАНА в Узбекистан. Страны достигли договоренностей в сфере энергетики, торговли и сельского хозяйства. Венгрия ассоциирует себя как часть тюркского мира и в последние годы проводит активную политику по интеграции с тюркскими государствами.

Неформальную встречу Тюркского совета можно оценивать как промежуточный, дискуссионный этап перед проведением восьмого саммита совета в Турции, где, скорее всего, будут подписаны весомые документы между государствами — участниками организации в обозначенных сферах сотрудничества.

 

 

Статьи по Теме

Back to top button