Культура

Век казахского кюя

В прошедшие выходные фольклорный ансамбль «Сарыарқа», солисты Государственной академической филармонии имени Е. Рахмадиева и Государственный струнный квартет имени Г. Жубановой представили вечер «Күй ғұмыр», посвященный 125-летию Мүгілсін Ахметқызы (Аққыз) и 95-летию Мағауия Хамзина.

Концерт прошел в камерном зале театра «Астана Опера».

Мүгілсін Ахметқызы (1897-1987), более известная как Аққыз — легендарная казахская домбристка, певица. Ее исполнение таких кюев Таттимбета, как «Қосбасар», «Саржайлау», «Бесторе», производило на слушателей неизгладимое впечатление. Огромный вклад внесла Мүгілсін Ахметқызы в композиторское творчество Казахстана как создатель великолепных кюев «Қайран елім», «Аққыз», «Қосбасар» и др. Среди ее учеников Мағауия Хамзин (1927-2000) — ярчайший домбрист, композитор, кюйши, народный артист Казахстана.
С десяти лет Мағауия Хамзин начал выступать в качестве домбриста. Работая солистом в различных учреждениях культуры, включая «Казахконцерт», он снискал славу виртуозного и одновременно глубокого и вдумчивого исполнителя. Музыканту были не чужды и эксперименты — артист сыграл на домбре классические произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Сергея Рахманинова и других. Кюи Мағауия Хамзина получили всенародную популярность. Наиболее известные среди них — «Қосбасар», «Космонавттар», «Жайлау», «Жас қазақ» и др.

Программа вечера «Күй ғұмыр» была составлена из лучших образцов творчества разных народных композиторов — «Қосбасар», «Жетім қыз», «Қайран елім» Мүгілсін Ахметқызы, «Ғарышкерлер вальсі», «Белгісіз солдат», «Жайлау» Аққыз и Мағауия Хамзина и др.

Особым акцентом вечера стало выступление Государственного струнного квартета имени Г. Жубановой под руководством заслуженного деятеля РК Ернара Мынтаева: артисты исполнили кюи Таттимбета и Толегена Момбекова в современной интерпретации Армана Жайымова и Қуата Шілдебаева.

— Открытие XXV концертного сезона фольклорного ансамбля «Сарыарқа» посвящено 125-летию Мүгілсін Ахметқызы (Аққыз) и 95-летию Мағауия Хамзина. Мы не зря объединили этих двух великих людей, ведь Аққыз является наставником Мағауия Хамзина. А оба они — наследники исполнительской домбровой школы «Арқа» и продолжатели традиции шертпе. Оба кюйши наполнили репертуар домбристов кюями собственного сочинения. На концерте прозвучали кюи Аққыз и Мағауия Хамзина в исполнении как ансамбля «Сарыарқа», так и ярких солистов традиции шертпе — Жанғали Жүзбаева, Қайрата Айтбаева, Марата Нукеева, Ерболата Сапуанова, Амангелді Садуова, Рустема Нұркенова. Во время вечера выступили и специально приглашенные гости — ученик Аққыз Қалкен Қасымов и ее родственник, исполнитель кюев Аққыз Болат Тәкішев, — рассказал художественный руководитель ансамбля «Сарыарқа», лауреат международных и республиканских конкурсов Тогжан ЖАХИН.

По его словам, ХХ век стал роковым для казахского кюя. Многие представители аркинского стиля сгинули в огне репрессий, голода и войны.

— Навсегда ушли такие сильные кюйши, как Сембек и Таттимбет, и наследница их степной традиции — Аққыз. Если Дина передала потомкам напевы Курмангазы, то Аққыз передала нам школу Таттимбета. Некоторые произведения в этой программе по своему настроению очень грустные, например, кюй Аққыз «Қайран елім». Одна и та же мелодия повторяется здесь трижды, кюй звучит как народная песня. Когда мы исполняем «Қайран елім», то представляем казахскую степь и Аққыз с домброй, которая в печальной мелодии вспоминает всех своих учителей, ушедших из жизни в ту страшную эпоху перемен и волнений. В нашем концерте мы вспомнили и Мағауия Хамзина — он был учеником Аққыз, а затем обрел на базе этих знаний собственную исполнительскую манеру, свой стиль, — считает он.

Статьи по Теме

Back to top button